Осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей Управлением Роспотребнадзора по Кемеровской области - Кузбассу (далее - Управление) регламентировано Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ).
В 2023 году продолжили свое действие введённые ограничения на проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».
Также при осуществлении государственного контроля (надзора) Управлением учитывается установленный Федеральным законом № 248-ФЗ принцип приоритетности проведения профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
За 9 месяцев 2023 года Управлением в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей проведено 863 контрольных (надзорных) мероприятия без взаимодействия с контролируемыми лицами, 4 внеплановых контрольных (надзорных) мероприятия с взаимодействием в форме выездной проверки. По результатам 727 контрольных (надзорных) мероприятий выявлены 1720 нарушений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере защиты прав потребителей.
Основные нарушения:
- нарушение прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы;
- включение в договор недопустимых (ущемляющих) условий;
- нарушение правил продажи товаров, правил предоставления различного рода услуг;
- нарушения обязательных требований, предъявляемых к обязательной маркировке отдельных видов товаров средствами идентификации;
- нарушение требований технических регламентов.
По фактам выявленных нарушений должностными лицами Управления составлено 49 протоколов об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, с учетом поступивших материалов из других органов, Управлением вынесено 235 постановлений о назначении административного наказания.
В суды для рассмотрения направлено 27 дел о привлечении к административной ответственности. По итогам рассмотрения судами вынесено 16 постановлений о назначении административного наказания в виде административного штрафа с конфискацией предметов административного правонарушения, 1 постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа.
В рамках судебной защиты прав потребителей за 9 месяцев 2023 года Управлением предъявлено в суды 47 исковых заявлений, дано 56 заключений по делу. По результатам рассмотрения дел судами в пользу потребителей присуждено более 10,5 млн. руб., из них компенсация морального вреда составила более 400,0 тыс. руб. Прирост судебной защиты за 9 месяцев 2023 года (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) составил около 45 %, а в денежном выражении - в 3 раза.
За 9 месяцев 2023 года с контролируемыми лицами проведено 1658 профилактических мероприятий (прирост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти в 2 раза):
- проведено 216 информирований;
- проведено 247 консультирований;
- объявлено 964 предостережения;
- проведен 231 профилактический визит.
Управлением за 9 месяцев 2023 года рассмотрено 2427 обращений по различным вопросам защиты прав потребителей, что составило 28 % от общего количества обращений, поступивших в Управление. Из них 245 обращений связаны с заключением договоров с использованием дистанционных каналов (Интернет, мобильных приложений). 1137 обращений приходится на сферу услуг, 1290 - на сферу торговли.
Из числа поступающих обращений множество проблемных вопросов при оказании:
- жилищно-коммунальных услуг – 166 обращений;
- услуг связи – 158 обращений;
- бытового обслуживания населения – 152 обращения;
- финансовых услуг – 131 обращение;
- медицинских услуг – 75 обращений;
- общественного питания – 56 обращений;
- транспортных услуг – 28 обращений;
- культурно-развлекательных услуг – 20 обращений;
- гостиничных услуг – 16 обращений;
- долевого строительства жилья – 16 обращений;
- туристских услуг – 15 обращений;
- образовательных услуг – 15 обращений;
- технического обслуживания и ремонта автомототранспорта – 15 обращений.
В результате рассмотрения обращений Управлением принимались различные меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов потребителей:
- дано 2421 разъяснение действующего законодательства;
- направлены на рассмотрение в иные органы государственной власти в соответствии с компетенцией и по территориальности - 574 обращения;
- послужили поводом к проведению внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий - 278 обращений (из них по 146 обращениям факты нарушений подтвердились);
- по результатам рассмотрения обращений поданы в суды 29 исковых заявлений в сфере торговли, бытового обслуживания, услуг страхования, туристских и медицинских услуг, жилищно-коммунального хозяйства;
- объявлено 369 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в сфере розничной торговли – 237, в сфере услуг – 132.
ВАЖНО!
Управление напоминает, что в Российской Федерации создан Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей (ГИР ЗПП).
Открытый доступ к материалам ресурса обеспечен на сайте: http://zpp.rospotrebnadzor.ru/.
Баннер «Роспотребнадзор государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей» также находится на главной странице официального сайта Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области - Кузбассу (http://42.rospotrebnadzor.ru).
Ресурс создан Роспотребнадзором с целью информирования потребителей о ситуации на рынке, о правах в отдельных сферах, о механизмах защиты прав потребителей.
Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей представляет собой обширную базу статистической, правовой, аналитической, методической информации, необходимой как для рядового потребителя, так и для специалиста в области защиты прав потребителей.
На портале ГИР ЗПП в модуле «Виртуальная приемная», которая представляет собой площадку для общения между потребителями и Управлением, за 9 месяцев 2023 года опубликовано 38 ответов на сообщения, которые оставили граждане, а также опубликовано 107 информационных материалов, включая судебные акты по результатам разрешения судебных споров при участии Управления, общественных объединений потребителей.
По вопросам защиты прав потребителей можно получить консультации по телефону круглосуточной «горячей линии» Единого консультационного центра Роспотребнадзора по тел. 8-800-555-49-43.