В Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области-Кузбассу поступают обращения граждан на нарушение их прав при совершении сделок с ценными бумагами, заключением договоров о брокерском обслуживании.
В соответствии с п. 2 ст. 142 ГК РФ ценными бумагами являются акция, вексель, закладная, инвестиционный пай паевого инвестиционного фонда, коносамент, облигация, чек и иные ценные бумаги, названные в таком качестве в законе или признанные таковыми в установленном законом порядке.
Отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг, регулируются специальным Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Федеральный закон № 39-ФЗ).
В ст. 3 Федерального закона № 39-ФЗ дается понятие брокерской деятельности. Так, брокерской деятельностью признается деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и (или) по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, по поручению клиента от имени и за счёт клиента или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом (договоров о брокерском обслуживании).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ пришла к выводу, что Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1) не применяется к отношениям по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами (см. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 27.06.2017 № 18-КГ17-78). Данное обстоятельство высшая судебная инстанция аргументировала тем, что гражданин признается потребителем при условии, что товары (работы, услуги) приобретаются им исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с предпринимательством.
Как следует из преамбулы Закона № 2300-1, данный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).
Таким образом, обязательным условием признания гражданина потребителем является приобретение им товаров (работ, услуг) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Однако, деятельность по совершению сделок с ценными бумагами и (или) по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, имеет рисковый характер, поэтому ее нельзя считать направленной на удовлетворение личных (бытовых) нужд (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 27.06.2017 № 18-КГ17-78).
Аналогичное разъяснение содержится в п. 1 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».
Верховным Судом РФ также было отмечено, что само по себе отсутствие у гражданина статуса индивидуального предпринимателя не означает, что заключенные сделки направлены на удовлетворение его личных бытовых нужд.
При таких обстоятельствах, подобные обращения граждан не могут быть рассмотрены в рамках законодательства о защите прав потребителей, то есть в пределах компетенции Управления.