Горячая линия: 8-800-300-46-24 
пн-чт 8.00-17.00 (перерыв 12.30-13.30),
пт 8.00-14.30 (перерыв 12.30-13.30)
старше 16

Управление Роспотребнадзора обращает внимание жителей Кузбасса на деятельность недобросовестных юридических компаний

21.05.2021

В Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области - Кузбассу (далее – Управление) периодически поступают обращения граждан с жалобами на организации, предоставляющие юридические услуги.

В связи с чем, Управление в очередной раз предупреждает граждан о недобросовестной деятельности в сфере предоставления юридических услуг.

Как правило, гражданин, нуждающийся в защите своих прав, находит контактные телефоны таких фирм в «бегущей строке» по телевизору, в сети Интернет, газетах, журналах. Чаще всего, в информации данных компаний речь идет о бесплатных консультациях. При непосредственном визите в такие конторы гражданину с полной уверенностью сообщается о том, что он прав и спор разрешится в его пользу 100 %, а они в этом помогут.

Зачастую, обращение клиента в юридическую компанию, которое могло закончиться просто дачей рекомендаций по порядку действий, в результате убеждений и заведомо неправильной консультации юристов заканчивается заключением договора на значительную денежную сумму (до 100 тысяч рублей). При этом такие фирмы берутся за абсолютно бесперспективные вопросы, без учета норм законодательства и судебной практики. В результате ситуация разрешается не в пользу потребителя.

Потребителю предлагается подписать договор на оказание услуг, а значит, подтвердить свое ознакомление с условиями договора, взять на себя обязательства, в том числе и по оплате. Акты об оказании услуг подписываются сразу, в связи с чем доказать ненадлежащее оказание услуг становится очень проблематично.

Чаще всего жалобы потребителей связаны с необоснованно завышенной стоимостью таких услуг, отказом в возврате денежных средств при расторжении договора со стороны потребителя, а также ненадлежащим качеством данных услуг.

В последнее время юридические фирмы дополнили спектр своей деятельности услугами по ведению претензионного урегулирования спора, которое заключается во вручении претензий, направлении документации по почте. Предоставление такого рода услуг юридическими фирмами допустимо, но потребителю стоит понимать, какую сумму фирма получает за их выполнение.

Недобросовестные исполнители стараются создать видимость развернутой борьбы с возникшей проблемой потребителя, а по факту занимаются составлением жалоб в различные государственные инстанции, зачастую не занимающимися поставленными вопросами. Претензии, жалобы, исковые заявления оформляются однообразно без учета специфики с перечислением цитат из множества разных нормативных документов безотносительно к ситуации. Напротив, необходимые и очевидные для организации, оказывающей услуги правового характера, потребителю не оказываются, например, представительство в суде. Потребителю обещают это устно, но, поскольку, в предмете договора такие услуги отсутствуют, в их предоставлении отказывают.

Как видно из обращений граждан, зачастую им приходится обращаться в другую юридическую компанию, чтобы разрешить спор с прежней.

Отмечается, что в адрес Управления поступают обращения граждан, подготовленные данными организациями и содержащие вопросы, которые не могут быть разрешены органами Роспотребнадзора (возврат денежных средств, изменение договорных условий, нарушение сроков по договору, взыскание неустойки и прочее). В данной ситуации потребителю требуется консультация, помощь в составлении претензии, искового заявления, представительства в суде.

Кроме этого, при подготовке жалоб не учитываются требования Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предусматривающие обязательное соблюдение претензионного порядка потребителем, чтобы его жалоба могла явиться основанием для проверки.

Данные обстоятельства сигнализируют о низкой квалификации таких специалистов, уровень оказания услуг которых явно не соответствует их завышенной стоимости.

Часто до заключения договора на оказание юридических услуг до граждан не доводится информация о цене услуг, которые будут выполняться, а в договоре прописывается общая значительная сумма договора, спецификация или смета имеется либо отсутствует.

В соответствии со ст. 8,10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1)до потребителя своевременно, то есть до заключения договора, должна быть доведена вся необходимая и достоверная информация, как о самой юридической компании, так и о юридической услуге.

В помещении исполнителя в обязательном порядке должен быть размещен прейскурант (тарифы) с отражением перечня всех оказываемых услуг и их стоимости.

На вывеске юридической компании должны размещаться ее наименование (фирменное наименование), адрес места нахождения и режим работы.

Примеры из практики

1. Территориальным отделом Управления в городе Новокузнецке и Новокузнецком районе при осмотре используемого помещения ООО «Единый центр НВК» и оценке оформленной документации с потребителем были установлены нарушения обязательных требований:

- полная, необходимая и достоверная информация о стоимости и условиях оказания юридических услуг в Тарифах организации не отражалась;

- услуги, которые являлись предметом договора: «проведение финансово-правового анализа предоставленных документов», «направление искового заявления», «консультация и анализ документов» в Тарифах исполнителя не значились;

- необходимые и достоверные сведения о месте нахождения организации ООО «Единый центр НВК» не были доведены до сведения потребителя;

- в договоре оказания юридических услуг ООО «Единый центр НВК» были включены ущемляющие потребителя условия.

За выявленные нарушения ООО «Единый центр НВК» привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ «Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы», ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ «Включение в договор условий, ущемляющих права потребителя».

2. Территориальным отделом Управления в городе Новокузнецке и Новокузнецком районе при оценке документации оформленной ООО «Сфера защиты» в договоре оказания юридических услуг было установлено условие, ограничивающее право потребителя в выборе подсудности спора о качестве предоставленных услуг противоречащее ч .2 ст. 17 Закона № 2300-1, согласно которой иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:

нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;

жительства или пребывания истца;

заключения или исполнения договора.

Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.

За выявленные нарушения ООО «Сфера защиты» привлечено к ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ «Включение в договор условий, ущемляющих права потребителя».

3. Заводским районным судом г. Кемерово (дело № 2-1084-2020) было рассмотрено в пользу потребителя исковое заявление, поданное Территориальным отделом Управления в г. Кемерово к ООО «Социальная защита населения» о расторжении договора об оказании юридических услуг.

Так, потребитель Т. обратился в данную организацию за оказанием услуг правового характера, заключил договор и оплатил полную стоимость услуг в размере 40,0 тыс. руб. В соответствии с условиями договора ответчик принял на себя обязательство провести правовой анализ ситуации, подбор нормативно-правовой базы, подбор представителя, ознакомление с материалами дела, представительство в суде первой инстанции. На следующий день, в порядке ст. 32 Закона «О защите прав потребителей» потребитель принял решение расторгнуть договор, обратившись к исполнителю с соответствующим заявлением. Также потребовал вернуть ему уплаченную по договору денежную сумму, поскольку фактически услуги, предусмотренные договором, потребителю оказаны не были. В добровольном порядке исполнитель отказался возвращать потребителю денежные средства.

По результатам рассмотрения дела исковые требования Территориального отдела Управления в г. Кемерово были удовлетворены частично, договор был расторгнут. В пользу потребителя с ООО «Социальная защита населения» взыскано 127, 5 тыс. руб., включая стоимость услуг по договору, неустойку за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке, штраф и компенсацию морального вреда. Решение вступило в законную силу.

Советы потребителю

1. Обязательным условием оказания юридических услуг является подписание договора, в котором четко прописывается кто является исполнителем, перечень услуг и их стоимость, а также права обеих сторон и их ответственность.

Не стоит торопиться ставить в договоре свою подпись. Нужно внимательно с ним ознакомиться и, если возникнут сомнения, предложить юристу свои изменения и корректировки.

2. В момент заключения договора на оказание юридических услуг следует проследить, чтобы была составлена спецификация или смета. В смете (спецификации) указываются наименование каждой услуги, их стоимость, количество.

3. Необходимо также проследить, чтобы в договоре были оговорены сроки начала и окончания оказания услуг.

4. Юридическая компания не вправе без согласия клиента выполнять платные дополнительные услуги. В случае, если они уже были оказаны, потребитель вправе их не оплачивать, а если оплатил – потребовать возврата денежных средств.

5. После завершения оказания услуг по договору должен быть составлен двусторонний акт приема-сдачи оказанных услуг (акт выполненных работ) с описанием объема оказанных услуг. Данный акт подписывается каждой из сторон договора. Однако подписывать вышеуказанный акт потребителю следует при полном отсутствии претензий к юридической компании. Подписание акта об оказанных юридических услугах свидетельствует о том, что услуги оказаны полностью и надлежащим образом, у клиента отсутствуют претензии к юристу, что, безусловно, трактуется в пользу последнего.

6. Право потребителя на отказ от юридической услуги в любой момент закреплено в статье 32 Закона № 2300-1. Однако, при отказе от юридической услуги потребитель обязан оплатить компании фактически понесенные расходы, связанные с исполнением обязательств по договору.

Необходимо отметить, что фактические расходы должны быть подтверждены соответствующими документами.

Расторжение договора в данном случае оформляется путем подписания соглашения о расторжении договора или просто подписания двустороннего акта приема-сдачи оказанных услуг с указанием перечня оказанных потребителю услуг и их стоимости, а также суммы, подлежащей возврату.

7. В случае, если юридическая компания не выполнила свои обязательства по договору в установленные сроки и нарушила как начальные, так и конечные сроки оказания услуги, потребитель вправе:

•      назначить новый срок;

•      поручить оказание услуги третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

•      потребовать уменьшения цены за оказание услуги;

•      отказаться от исполнения договора об оказании услуги.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги.

При этом в случае нарушения исполнителем установленных сроков оказания услуг исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены оказания услуги, а если цена договором об оказании услуг не определена - общей цены заказа.

8. В случае, если потребителю оказаны услуги ненадлежащего качества, то в соответствии со статьей 29 Закона № 2300-1 потребитель имеет право предъявить одно из следующих требований:

•      безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;

•      соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;

•      повторного выполнения работы;

•      возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги.

При этом, необходимо разграничивать качество оказания услуги и качество результата оказанной услуги. Так, не всегда качественно оказанная услуга позволяет достичь результата, которого желает клиент. Зачастую клиенты, не зная тонкостей права и процесса, предполагают исход, отличный от обозначенного юристом. Достижение полезного результата услуги зависит не только от качества ее оказания исполнителем, но и от того, насколько тщательно заказчик соблюдает данные ему рекомендации, а также от других объективных обстоятельств (действий третьих лиц – суда, государственных органов).

9. Все претензии к исполнителю услуг необходимо оформлять письменно, в двух экземплярах, вручая один из них исполнителю под роспись (либо направляя по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения).

В случае неудовлетворения требования гражданина, изложенного в претензии, он имеет право обратиться с исковым заявлением в суд (в соответствии со ст.11 Гражданского кодекса РФ и ст. 17 Закона № 2300-1).

 

По вопросам получения консультации в области защиты прав потребителей, оказания правовой помощи в составлении претензий, исковых заявлений, жалоб в Роспотребнадзор, потребитель может обратиться в Консультационные центры и пункты для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области», информация о которых представлена на официальном сайте Управления (Консультационные центры и пункты для потребителей).

Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области - Кузбассу рекомендует крайне взвешенно и обдуманно подходить к вопросам оказания дорогостоящих услуг правового характера!

 


Вернуться в раздел