Горячая линия: 8-800-700-03-09 
пн-чт 8.00-17.00 (перерыв 12.30-13.30),
пт 8.00-14.30 (перерыв 12.30-13.30)
старше 16

Ответы на вопросы, поступившие в ходе проведения публичных обсуждений правоприменительной практики Управления за 4 квартал 2017 года

01.03.2018

Вопросы с сервиса для сбора вопросов на сайте Управления

1. Вопрос: Роспотребнадзор уже проводит «контрольную закупку»? В каких случаях она проводится, нужно ли ее согласовывать с органами прокуратуры?



Ответ: В соответствии со ст. 16.1. Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» контрольная закупка представляет собой мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям. Контрольная закупка проводится по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона для проведения внеплановых выездных проверок. Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Контрольная закупка, проводимая по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, в том числе на основании обращений граждан на нарушения прав потребителей, проводится по согласованию с органами прокуратуры. В настоящее время Роспотребнадзором «контрольная закупка» не осуществляется до внесения соответствующих изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".



2. Вопрос: Кто обязан чипировать шубы? Какие изделия из меха можно продавать без маркировки КиЗ?



Ответ: Маркировка меховых изделий обязательна для всех участников оборота товаров по данной товарной позиции, включая изготовителей, импортеров, оптовых и розничных продавцов, комиссионеров и иных участников мехового рынка. В данную товарную позицию не включаются: головные уборы, игрушки, игры и спортивный инвентарь, а также перчатки, рукавицы и митенки из комбинированных кожи и натурального меха, обувь с меховой отделкой.



3. Вопрос: Я торгую меховыми изделиями на рынке. Могу ли я в настоящее время самостоятельно промаркировать меховые изделия из норки и песца КиЗ?



Ответ: Нет, уже не можете. В соответствии с п. 18 постановления Правительства Российской Федерации от 11.08.2016 № 787 «О реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха" и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2016 г. № 235" участники оборота товаров, имеющие по состоянию на 12.08.2016 (дата вступления в силу Соглашения о реализации в 2015 - 2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров КиЗ знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха", подписанного государствами - членами Евразийского экономического союза в г. Гродно 08.09.2015) нереализованные товары, были обязаны в течение 80 рабочих дней со дня вступления в силу Соглашения осуществить их маркировку КиЗ и представить сведения о маркировке таких товаров в информационный ресурс маркировки.



4. Вопрос: Потребитель купил сотовый телефон с сенсорным экраном. Через неделю телефон сломался, требует вернуть деньги, мотивируя тем, что 15 дней не прошли. Как правильно разрешить ситуацию?



Ответ: Товар, приобретенный потребителем относится к категории технически сложных и входит в утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 924 Перечень технически сложных товаров. В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение 15 дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

обнаружение существенного недостатка товара;

нарушение установленных Законом РФ «О защите прав потребителей» сроков устранения недостатков товара;

невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

При этом продавец обязан принять товар у потребителя, в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в такой проверке. В случае возникновения спора о причинах возникновения недостатка продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель также вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.



5. Вопрос: На кого распространяется требование иметь платежный терминал в торговой точке при расчетах с покупателями?



Ответ: 1 июля 2014 года Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" был дополнен новой ст. 16.1. Данной нормой регламентирован порядок оплаты при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.

Так, согласно положениям данной статьи, продавец обязан обеспечить возможность оплаты товаров путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.

С 1 октября 2017 года для продавцов и исполнителей установлена обязанность обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов - платежных карт «МИР».

Обязанность обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт распространяется на продавца (исполнителя), у которого выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год превышает 40 млн. руб.

При этом законодательством предусмотрено два случая, когда субъект освобождается от обеспечения возможности оплаты картой:

• нет технической возможности (не предоставляются услуги доступа к подвижной радиотелефонной связи и (или) средствам коллективного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»);

• выручка от реализации товара в конкретном торговом объекте составила менее 5 млн. руб. за предшествующий календарный год.

При оплате товаров продавцу запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов.



Вопросы, заданные предпринимателями в ходе проведения публичных обсуждений

6. Вопрос: Как рассматриваются анонимные обращения, проводятся ли по ним Роспотребнадзором проверки?



Ответ: В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. В случае, если изложенная в обращении или заявлении информация может в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи являться основанием для проведения внеплановой проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица. Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.



7. Вопрос: Можно ли разместить ценник на товарном ярлыке (детская одежда)?



Ответ: В соответствии с п. 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара. Допускается оформление ценников на бумажном или ином визуально доступном для покупателей носителе информации, в том числе с электронным отображением информации, с использованием грифельных досок, стендов, световых табло. Разместить ценник на товарном ярлыке возможно, при условии, что все вышеуказанные требования соблюдаются.



8. Вопрос: В течение какого периода времени можно обратиться к продавцу, если игрушка оказалась некачественной и срок годности на ней отсутствует?



Ответ: В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе предъявить требования к продавцу в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.



9. Вопрос: Имеет ли право должностное лицо Роспотребрадзора начать проведение проверки лишь при присутствии и участии в проверке продавца торговой организации?



Ответ: Нет, не имеет. В соответствии с положениями ст. 12 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения. При этом, руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки. Продавец торговой организации не является лицом, определенным вышеуказанной статьей.



10. Вопрос: Необходимо ли маркировать мебельную продукцию местному изготовителю?



Ответ: Необходимо. В соответствии со ст. 5 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности мебельной продукции" (ТР ТС 025/2012) каждое изделие мебели, реализуемое на территории государства - члена Таможенного союза, должно иметь маркировку на русском языке и, при наличии соответствующих требований в его законодательстве, - на его государственном языке. Торговое наименование продукции, поставляемой из стран, расположенных не на единой территории Таможенного союза, а также наименование фирмы изготовителя могут быть выполнены буквами латинского алфавита. Маркировка должна быть выполнена печатным способом на бумажном ярлыке (этикетке) или на ярлыке из ткани, прочно прикрепленных к изделию мебели, поставляемому в собранном виде. Согласно ст. 4 ТР ТС 025/2012 вышеуказанные требования распространяются на изготовителя (независимо от его места нахождения), продавца, импортера, либо уполномоченное изготовителем лицо, размещающее мебель на рынке.



11. Вопрос: Возможно ли предоставление потребителю декларации о соответствии или сертификата, а не товарной накладной, ведь данные документы содержат все необходимые о товаре сведения и подтверждают его соответствие обязательным требованиям?



Ответ: С 18 октября 2012 г. внесены изменения в пункт 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55. Ранее данный пункт Правил предусматривал ознакомление потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификатом или декларацией о соответствии; копией сертификата, заверенной держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительными документами, оформленными изготовителем или поставщиком (продавцом). Эти документы должны были быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона. Согласно действующей редакции Правил продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца (при наличии печати) с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.

Из вышеизложенного следует, что при продаже товаров продавец обязан иметь сопроводительные документы на товар (товарную накладную) с указанием сведений о сертификате или декларации о соответствии и не допускать к продаже товар при отсутствии такой информации в сопроводительных документах.

При отсутствии товарно-сопроводительных документов, оформленных в соответствии с п. 12 Правил, предоставление копий деклараций, сертификатов не может свидетельствовать о соблюдении данного требования.



12. Вопрос: В каких случаях проводится предварительная проверка и каков порядок ее проведения?



Ответ:

При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований либо причинении вреда окружающей среде (возникновении такой угрозы) уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора) может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки:

- принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения;

- проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

- проводятся мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. Это может быть, например, наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети «Интернет» и СМИ, наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица или ИП, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом и другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами).

В рамках предварительной проверки уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля (надзора) вправе направить запрос лицу, от которого поступило обращение о нарушении его прав как потребителя, а также юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, в отношении которого предъявлено обращение. Следует обратить внимание, что для юридического лица, индивидуального предпринимателя представление пояснений и иных документов по запросу должностного лица органа государственного контроля (надзора) не является обязательным.

При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, получении достаточных данных о нарушении обязательных требований действующего законодательства о защите прав потребителей, уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки.

По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются.



13. Вопрос: В каких случаях обращение потребителя будет являться основанием для проведения проверки?



Ответ: В соответствии с пп «в» п. 2 ч. 2 Федерального закона 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», поступившие в органы государственного контроля (надзора) обращения и заявления граждан о фактах нарушений прав потребителей могут явиться основанием для проведения внеплановой проверки лишь при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав непосредственно к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение:

- не было рассмотрено;

- либо требование заявителя было рассмотрено, но не было удовлетворено. При этом, предоставляемые заявителем сведения об обращении за защитой своих прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, должны быть документированными (подтвержденными), т.е. должны быть оформлены в виде соответствующих заявлений (претензий) и иметь соответствующие доказательства об их получении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем. Ответ на заявление (претензию), при его наличии, также должен быть приложен к обращению потребителя.

Следует отметить, что установленный обязательный претензионный порядок не распространяется на случаи поступления в Роспотребнадзор обращений и заявлений граждан о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан или причинения такого вреда, т.е. когда в обращении указывается на нарушения требований санитарного законодательства (СанПиНов и др.) и законодательства о техническом регулировании.


Вернуться в раздел