старше 16

Ответы на вопросы, поступившие в ходе публичных обсуждений результатов правоприменительной практики за 2 квартал 2017 года

Положение о комиссиях Роспотребнадзора по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Роспотребнадзором, и урегулированию конфликта интересов

Состав комиссии Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов

Порядок подачи заявлений для рассмотрения на комиссии

26.07.2017

Вопрос: Срок действия санитарно-эпидемиологического заключения по проекту обоснования санитарно-защитной зоны предприятия?

 

Ответ: В соответствии с приказом Роспотребнадзора от 19 июля 2007 г. № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок» выдачу санитарно-эпидемиологических заключений на виды деятельности (работы, услуги), продукцию, проектную документацию в субъектах Российской Федерации осуществляют руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главный государственный санитарный врач и его заместители и руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации и их заместители. Срок действия санитарно-эпидемиологического заключения составляет на проектную документацию - срок действия проектной документации.

Вопрос: В одном из пунктов Представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, вынесенного должностным лицом Роспотребнадзора, содержится требование о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности. Правомерно ли данное требование или привлечение к дисциплинарной ответственности является правом работодателя?

 

Ответ: Согласно статье 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

В свою очередь организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

В соответствии с пунктом 8 части 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.199 № 52-ФЗ ««О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 указанного Федерального закона, наделены таким полномочием как вносить предложение работодателям о применении дисциплинарных взысканий к работникам, допустившим нарушение санитарных правил.

Статьей 192 ТК РФ предусмотрено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Из совокупного анализа вышеприведенных норм следует, что в Представлении может быть предложено работодателю рассмотреть вопрос о применении дисциплинарных взысканий к работникам, допустившим нарушение санитарных правил.

Таким образом, наложение дисциплинарного взыскания работодателем к виновным лицам является правом, а не обязанностью. Но при этом работодателю следует учитывать тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

 

 

Вопрос: Существуют ли нормы закона урегулирования спора с лицом, обратившимся с жалобой, до начала проверки?

 

Ответ: Согласно пункту 5 статьи 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин, подавший жалобу, имеет право обратиться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения. Как правило, это происходит когда юридическое лицо или ИП, в отношении которого поступила жалоба, принял меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина. Но в случае, если проверка уже начата и в деятельности юридического лица или ИП выявлены нарушения обязательных требований, то в отношении их будут применены процессуальные действия в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ, КоАП РФ.

Кроме того, частью 3.4 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрено, что по решению руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля предварительная проверка, внеплановая проверка прекращаются, если после начала соответствующей проверки выявлена анонимность обращения или заявления, явившихся поводом для ее организации, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении.

 

 

Вопрос: Какие основные изменения произошли в санитарно-эпидемиологическом законодательстве?

 

Ответ: Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Поповой А.Ю. от 10 апреля 2017 г. № 47 «О внесении изменений № 1 в санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-0101 «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий» внесены изменения в пункт 5.1. Согласно новой редакции, на территориях детских игровых площадок, спортивных площадок жилых домов, групповых площадок дошкольных организаций, спортивной зоны, зоны отдыха общеобразовательных школ и школ-интернатов, зоны отдыха ЛПО стационарного типа совокупная продолжительность инсоляции должна составлять не менее 2,5 часов, в том числе не менее 1 часа для одного из периодов в случае прерывистой инсоляции, на 50% площади участка независимо от географической широты.

С 30.09.2017 Федеральным законом от 1 июля 2017 года № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка управления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" дополняется новым абзацем, согласно которому порядок установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утверждается Правительством Российской Федерации.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 августа 2016 г. № 614 утверждены Рекомендации по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания.

Настоящие Рекомендации разработаны в целях укрепления здоровья детского и взрослого населения, профилактики неинфекционных заболеваний и состояний, обусловленных недостатком микронутриентов.

Рациональные нормы потребления пищевых продуктов, отвечающие современным требованиям здорового питания, представляют собой среднедушевые величины основных групп пищевых продуктов, а также их ассортимент согласно приложению к настоящим Рекомендациям в килограммах на душу населения в год (кг/год/человек), которые учитывают химический состав и энергетическую ценность пищевых продуктов, обеспечивают расчетную среднедушевую потребность в пищевых веществах и энергии, а также разнообразие потребляемой пищи.

Рекомендации могут использоваться для планирования объемов производства пищевой продукции в агропромышленном комплексе, а также гражданами при формировании индивидуальных рационов питания и не предназначены для организации питания в организованных коллективах.

С 01.01.2017 постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 21.06.2016 № 81 утверждены и введены в действие санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах» (далее – СанПиН 2.2.4.3359-16).

СанПиН 2.2.4.3359-16 устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам неионизирующей природы (далее - физических факторов) на рабочих местах и источникам этих физических факторов, а также требования к организации контроля, методам измерения физических факторов на рабочих местах и мерам профилактики вредного воздействия физических факторов на здоровье работающих.

Соблюдение требований СанПиН 2.2.4.3359-16 является обязательным для граждан, состоящих в трудовых отношениях, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

СанПиН 2.2.4.3359-16 не распространяются на условия труда водолазов, космонавтов, условия выполнения аварийно-спасательных работ или боевых задач.

Гигиенические нормативы воздействия физических факторов в условиях производственной среды (далее - предельно допустимые уровни, ПДУ) определяются как предельно допустимые уровни факторов, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 ч, но не более 40 ч в неделю, в течение всего рабочего стажа не вызывают заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений.

Требования СанПиН 2.2.4.3359-16 распространяются на проектируемые, вновь вводимые в эксплуатацию, реконструируемые и эксплуатируемые объекты с момента вступления СанПиН 2.2.4.3359-16 в действие.

Требования СанПиН 2.2.4.3359-16 применяются при оценке уровней профессиональных рисков здоровью работающих и разработки мероприятий профилактического характера.

 

 

Вопрос: Когда, на основании чего и в каких случаях требуются санитарно-эпидемиологические заключения?

Ответ: В соответствии с частью 2 статьи 42 Федерального закона от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований главными государственными санитарными врачами и (или) их заместителями даются санитарно-эпидемиологические заключения, предусмотренные статьями 18, 20, 26 - 28 и 40 настоящего Федерального закона.

Так, в соответствии с частями 4 и 5 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам (часть 3 статьи 20 Федерального закона от 30.03.1999).

Осуществление работ с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий выполнения таких работ санитарным правилам (часть 3 статьи 26 Федерального закона от 30.03.1999).

Использование машин, механизмов, установок, устройств и аппаратов, а также производство, применение (использование), транспортировка, хранение и захоронение радиоактивных веществ, материалов и отходов, являющихся источниками физических факторов воздействия на человека, допускаются при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий работы с источниками физических факторов воздействия на человека санитарным правилам (часть 3 статьи 27 Федерального закона от 30.03.1999).

Программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений. Использование технических, аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения (часть 2 статьи 28 Федерального закона от 30.03.1999).

Согласно статье 40 Федерального закона от 30.03.1999 отдельные виды деятельности, представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления следующих видов деятельности: 1) медицинская и фармацевтическая деятельность; 2) деятельность в области обращения с ядерными материалами и радиоактивными веществами; 3) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности; 4) образовательная деятельность.

 

 

Вопрос: Какие изменения произошли в Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"?

 

Ответ: Ознакомиться с изменениями в Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" можно на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в разделе «Для предпринимателей» «Доклад по правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области за 1 полугодие 2017 года» раздел № 4 «Разъяснения новых требований нормативных правовых актов» - ссылка на доклад.

Вопрос: Каким образом до коммерческих медицинских организаций доводится информация, местные приказы Управления Роспотребнадзора по вопросам медицинской деятельности?

Ответ: На официальном сайте Управления в разделе документы, подразделе документы Управления Роспотребнадзора размещаются приказы, постановления, изданные Управлением. Кроме того, в данном разделе Вы можете ознакомиться с докладами, письмами и прочими документами Управления.

Вопрос: Застройщик согласно договору долевого участия в строительстве, должен построить объект недвижимости (квартиру) с лоджией. По факту застройщик вместо лоджии строит балкон. Выявлялись ли такие нарушения? Какие меры приняты по защите прав потребителя?

Ответ: В соответствии с частью  9 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный Закон № 214-ФЗ) к отношениям, возникающим из договора участия в долевом строительстве, заключенного гражданином в целях приобретения в собственность жилого помещения и иных объектов недвижимости исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд законодательство о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной данным законом. Аналогичные положения содержит пункт 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».

Согласно статье 7 Федерального Закона № 214-ФЗ застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства, качество которого соответствует условиям договора, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям.

Вместо лоджии застройщиком возведен балкон. Исходя из буквального толкования вопроса, понимается, что данное условие (обязательство, взятое на себя застройщиком), в договоре долевого участия имеется, но застройщиком не выполнено, вследствие чего потребитель фактически получил результат работы - объект недвижимости ненадлежащего качества.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ № 2300-1) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона № 214-ФЗ застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства, качество которого соответствует условиям договора, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям.

Соответственно, объект долевого участия в строительстве должен соответствовать проектной документации застройщика. В предмете договора должны быть отражены четкие характеристики передаваемого объекта недвижимости. Такие условия договора в соответствии со статьей 4 Федерального закона № 214-ФЗ являются существенными.

На основании пункта 2 статьи 7 Федерального Закона № 214-ФЗ в случае, если объект долевого строительства построен (создан) застройщиком с отступлениями от условий договора и (или) указанных в части 1 настоящей статьи обязательных требований, приведшими к ухудшению качества такого объекта, или с иными недостатками, которые делают его непригодным для предусмотренного договором использования, участник долевого строительства, если иное не установлено договором, по своему выбору вправе потребовать от застройщика:

1) безвозмездного устранения недостатков в разумный срок;

2) соразмерного уменьшения цены договора;

3) возмещения своих расходов на устранение недостатков.

 В случае существенного нарушения требований к качеству объекта долевого строительства или неустранения выявленных недостатков в установленный участником долевого строительства разумный срок участник долевого строительства в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора и потребовать от застройщика возврата денежных средств и уплаты процентов в соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона № 214-ФЗ. Условия договора об освобождении застройщика от ответственности за недостатки объекта долевого строительства являются ничтожными.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору сторона, не исполнившая своих обязательств или ненадлежаще исполнившая свои обязательства, обязана уплатить другой стороне предусмотренные настоящим Федеральным законом и указанным договором неустойки (штрафы, пени) и возместить в полном объеме причиненные убытки сверх неустойки.

Требования, связанные с качеством возведенного объекта долевого строительства, могут быть предъявлены в виде претензии (в досудебном порядке) либо в суд.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона № 214-ФЗ государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.

Потребители с аналогичными вопросами в адрес Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области за истекший период 2017 года не обращались.

 

 

Вопрос: Были ли выявлены нарушения у кредитных организаций в связи с высокими ставками по кредиту, какие меры предприняты?

 

Ответ: Данный вопрос не относится к компетенции Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области. В настоящее время основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения между кредитными организациями и заемщиками, помимо Гражданского Кодекса Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)». Надзор за исполнением данного федерального закона осуществляет Центральный Банк Российской Федерации.

 

Вопрос: Центры здоровья предлагают бесплатные косметологические услуги. После посещения таких центров потребитель уходит с навязанным ему кредитом. Были ли предприняты меры, выявлены нарушения?

 

Ответ: За период 2016-2017 гг. Управлением Роспотребнадзора по Кемеровской области было рассмотрено более 60 обращений потребителей, связанных с приобретением дорогостоящей косметики, а также иных товаров и услуг в кредит. Наибольшее количество жалоб от граждан, связанных с нарушением их потребительских прав, поступило в отношении ООО «Альянс», ООО «Центр Здоровья», ООО «Посольство Красоты», ООО «Успех».

С более подробной информацией, в том числе с информацией о принятых мерах в отношении вышеуказанных организаций, можно ознакомиться на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области, перейдя по данной ссылке.

 


Вернуться в раздел