Горячая линия: 8-800-300-46-24 
пн-чт 8.00-17.00 (перерыв 12.30-13.30),
пт 8.00-14.30 (перерыв 12.30-13.30)
старше 16

Порядок действий потребителя жилищно-коммунальных услуг при возникновении аварийной ситуации

16.04.2020

В случае возникновения аварийной ситуации потребитель вправе рассчитывать на возмещение имущественного вреда (п. 1 ст. 1064 ГК РФ), для этого необходимо соблюдать несколько важных правил.

Прежде всего следует незамедлительно принять все необходимые меры по установлению факта причинения ущерба и уведомить об аварии диспетчерскую службу исполнителя.

Сообщение о возникновении аварийной ситуации может быть сделано потребителем в устной или письменной форме и подлежит обязательной регистрации. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю номер за которым зарегистрировано сообщение, время его регистрации.

В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины возникновения аварийной ситуации, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта ее возникновения. Время проведения проверки назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения, если с потребителем не согласовано иное время.

Для ликвидации аварии исполнитель имеет право доступа в жилое помещение в любое время.

Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается ими или их представителями. Один экземпляр акта передается потребителю, второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке. Акт является важным документом, в котором фиксируется факт возникновения аварийной ситуации, описывается причиненный имущественный ущерб и указывается виновное лицо.

Любой заинтересованный участник проверки вправе инициировать проведение независимой экспертизы. Расходы на проведение экспертизы, инициированной потребителем, несет исполнитель. Если в результате экспертизы, инициированной потребителем, установлено отсутствие факта причинения вреда Исполнителем, то потребитель обязан возместить исполнителю расходы на ее проведение.

Расходы на проведение экспертизы, инициированной иным участником проверки, несет такой участник.

Если ни один из заинтересованных участников проверки не инициировал проведение экспертизы, но при этом стороны к соглашению не пришли, то назначается повторная проверка с участием приглашенных исполнителем представителей государственной жилищной инспекции Российской Федерации, представителей общественного объединения потребителей. В этом случае в акте проверки должны быть указаны дата и время проведения повторной проверки.

Потребитель имеет право на возмещение причиненных исполнителем убытков (ст. 13 Закона «О защите прав потребителей»), вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу собственника (ст. 14 Закона «О защите прав потребителей»). Моральный вред, причиненный собственнику в результате нарушения прав, подлежит компенсации в размере, определяемом судом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных собственником расходов (ст. 15 Закона «О защите прав потребителей»).

В то же время исполнитель освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что это произошло вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил, которые он должен соблюдать (ст. 13 Закона «О защите прав потребителей», ст. 401 ГК РФ).

В порядке досудебного урегулирования спора стороны могут самостоятельно определить размер причиненного вреда и предложить виновному лицу возместить его добровольно. В этом случае рекомендуем получить согласие виновного лица на добровольное возмещение вреда и оговорить его размер, порядок и сроки возмещения в письменном соглашении.

В случае отказа виновного лица удовлетворить законные требования потребителя в добровольном порядке, необходимо принять меры по определению размера ущерба. Для этого обратиться к независимому эксперту для проведения оценки имущественного вреда. Заранее в письменной форме уведомите виновное лицо о дате и времени осмотра имущества оценщиком. По результатам осмотра оценщик подготовит заключение. Если и при таких обстоятельствах виновное лицо отказывается удовлетворить Ваши требования о возмещении ущерба, то обратитесь в суд с исковым заявлением.

В силу ст. 11 ГК РФ все претензии и требования имущественного характера, предъявляемые потребителями, при их неразрешении в добровольном порядке подлежат рассмотрению исключительно судебными органами.

Распространение действия Закона «О защите прав потребителей» на такого рода спорах, обусловило некоторые особенности рассмотрения таких споров, включая то, что:

1)     истцы по искам о взыскании страхового возмещения освобождаются от уплаты госпошлины;

2)     суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, независимо от того, заявлялось ли такое требование суду;

3)     альтернативная подсудность и т.д.

Согласно ст. 17 Закона «О защите прав потребителей», иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:

-        нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, его жительства;

-        жительства или пребывания истца;

-        заключения или исполнения договора.

Получить подробную консультацию по вышеуказанному вопросу, а также помощь в составлении претензии и искового заявления можно, обратившись в Консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области по адресу: г. Кемерово, ул. Авроры 12, по телефонам: (8-384-2) 64-67-81; 64-67-82; 8-951-581-3279.


Вернуться в раздел