старше 16

Потребительские права в цифровую эпоху

31.03.2017

Одной из отличительных черт современных отношений в сфере потребительского рынка является то, что большое количество покупателей приобретает товары, минуя походы по магазинам. Это обусловлено тем, что 21 век - это век компьютерных технологий и интернета. Продажа товаров посредством сети Интернет именуется «дистанционным способом продажи товаров».

Необходимые меры по правовому регулированию отношений были предприняты законодателем в 2004 году с принятием Федерального закона от 21.01.2004 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «О защите прав потребителей». Вторая глава Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» была дополнена ст.26.1 «Дистанционный способ продажи товара».

В указанной норме впервые законодатель привел определение данного способа продажи товара.

Дистанционный способ продажи товара подразумевает собой способ, при котором договор розничной купли - продажи заключается на основании ознакомления потребителя с предложенным описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара способами.

В ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» также установлены основные обязанности продавца при продаже товара дистанционным способом. Так, до заключения договора продавцом должна быть предоставлена информация об основных потребительских свойствах товара. К такой информации относится информация о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности, гарантийном сроке, о порядке его оплаты, о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

Потребитель в момент доставки товара должен быть ознакомлен в письменном виде с информацией о товаре (об основных потребительских свойствах товара), об условиях приобретения товара, о порядке и сроках возврата товара. Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после его передачи в течение 7 дней. Данный срок может увеличиться до 3-х месяцев в случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена покупателю в письменной форме в момент доставки товара.

Законодателем также определены условия возврата товара надлежащего качества. Возврат товара возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Однако отсутствие у потребителя такого документа не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.

Обстоятельством, делающим невозможным возврат товара надлежащего качества, является наличие у данного товара индивидуально-определенных свойств и невозможность его использования другими потребителями.

При отказе потребителя от товара, продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней со дня предъявления соответствующего требования.

В соответствии с п.5 ст.26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей», в случае если товар оказался недоброкачественным, применяются последствия, предусмотренные ст.ст.18-24 Закона «О защите прав потребителей», как при обычном способе продажи.

Во исполнение положений Закона РФ «О защите прав потребителей» постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 утверждены Правила продажи товаров дистанционным способом (далее-Правила).

Пунктом 5 Правил определено, что посредством дистанционной продажи запрещено реализовывать алкогольную продукцию, а также товары, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством РФ.

К таким товарам, действующее законодательство, в частности, относит все виды огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, холодное и метательное оружие, лекарственные средства, психотропные вещества и наркотические препараты, табачные изделия.

Пунктом 6 Правил предусмотрено, что указанные правила не применяются в отношении работ (услуг), за исключением работ (услуг), выполняемых (оказываемых) продавцом в связи с продажей товаров дистанционным способом, продажи товаров с использованием автоматов, договоров купли-продажи, заключенных на торгах.


Вернуться в раздел