Горячая линия: 8-800-700-03-09 
пн-чт 8.00-17.00 (перерыв 12.30-13.30),
пт 8.00-14.30 (перерыв 12.30-13.30)
старше 16

Как потребителю защитить свои права

09.02.2017

Недобросовестные продавцы и исполнители услуг часто встречаются в нашей жизни. Как в такой ситуации отстоять свои права? Зачем оформлять претензию? Как ее вручить? Обязательно ли обращаться в суд? На эти вопросы мы попытаемся ответить в нашей статье.

Представим ситуацию: исполнитель нарушил установленный договором срок выполнения работ и, несмотря на требования потребителя вернуть деньги за невыполненную работу, их не возвращает, ссылаясь на какие-нибудь непреодолимые препятствия, или же вообще пропадает из виду.

Законом РФ «О защите прав потребителей» предусмотрена ответственность продавца (исполнителя) в виде неустойки за нарушение срока возврата уплаченных по договору денег, а за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя взыскивается штраф в размере 50% от суммы, присужденной потребителю.

Однако в данном случае, потребитель обязан представить суду доказательства, подтверждающие факт неудовлетворения ответчиком законного требования потребителя. Если у потребителя не будет таких доказательств, то у суда не будет оснований для взыскания неустойки и штрафа.

Или, например, другая ситуация: потребитель приобрел планшет, но, к сожалению, товар оказался некачественным. На следующий день потребитель приносит некачественный товар в магазин, продавец его принимает и выдает квитанцию о приеме товара для проведения проверки качества. Проходит установленный в квитанции срок, планшета нет, деньги не возвращают. Продавцы за прилавком тянут время и просят подождать. Рассерженный покупатель пишет наконец-то претензию, однако спустя продолжительное время выясняется, что недостаток в товаре не является существенным и, следовательно, обмену или возврату не подлежит.

Согласно правилам, установленным ст. 18 Закона «О защите прав потребителей», в случае обнаружения любого недостатка, требования о замене некачественного технически сложного товара или возврате денег можно предъявлять в течение пятнадцати дней с момента покупки. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению, если недостаток окажется существенным.

То есть потребителю остается только согласиться на ремонт некачественного товара. В данной ситуации, без наличия подтверждающих документов или свидетельских показаний, доказать суду, что вы обратились с требованием об обмене или возврате денег в срок, установленный законом практически невозможно.

Из вышеприведенных примеров можно сделать вывод, что в ряде случаев отсутствие надлежащим образом оформленной претензии или свидетеля, который сможет в суде подтвердить обстоятельства произошедшего, сделает невозможным обмен некачественного товара, возврат денег, взыскание неустойки и (или) штрафа в пользу потребителя.

Нужно помнить, что в ряде случаев, таких как оказание туристских услуг, услуг связи, услуг перевозки пассажира, багажа и др., законодательством предусмотрено обязательное досудебное урегулирование спора.

Как правильно оформить претензию? Претензия может быть составлена в свободной форме. Опишите подробно ситуацию: где и когда был приобретен некачественный товар или оказана некачественная услуга, перечислите какие именно недостатки товара или услуги вы обнаружили, обстоятельства их обнаружения. Обязательно укажите, что именно вы хотите от продавца или исполнителя.

Все необходимые обстоятельства, факты и обоснование претензии должны быть изложены предельно лаконично и четко, подпись инициатора претензии подлежит обязательной расшифровке. Документ оформляется в двух экземплярах. Один вы отдаете продавцу (исполнителю), другой экземпляр с отметкой о принятии претензии остается у вас.

Что делать если продавец (исполнитель) отказывается принимать претензию?

Вы можете отправить документ по почте заказным письмом с уведомлением или вручить претензию в присутствии свидетеля. При отказе продавца (исполнителя) принять претензию, свидетель делает на ней отметку о таком отказе, указывает, что претензия оставлена продавцу (исполнителю) и заверяет своей подписью.

Если в установленный законом срок ваше требование не будет удовлетворено, то следующий шаг – обращение в судебную инстанцию с исковым заявлением.

Статьей 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» установлено, что защита прав потребителей осуществляется судом. Это значит, что разрешить спор между вами и продавцом (исполнителем) и обязать ответчика выполнить ваше законное требование, можно только в судебном порядке.

Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца по месту:

- нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель,- его жительства;

- жительства или пребывания истца;

- заключения или исполнения договора.

Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законом Российской Федерации о налогах и сборах.

        Более подробную информацию о том, как защитить свои права, а также помощь в составлении претензий, исковых заявлений, жалоб или обращений в надзорные органы можно получить в Консультационных центрах (пунктах) для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» по адресу: г. Кемерово, ул. Авроры, д. 12, тел. (8-384-2) 64-67-81; 64-67-82; 8-951-581-3279; potrebitel_kemerovo@mail.ru


Вернуться в раздел