Горячая линия: 8-800-300-46-24 
пн-чт 8.00-17.00 (перерыв 12.30-13.30),
пт 8.00-14.30 (перерыв 12.30-13.30)
старше 16

Потребитель или нет?

10.02.2012 17:58:00

Под потребителем понимается не только гражданин, который непосредственно приобрел товар или заказал работу (услугу), но и гражданин, пользующийся ими. Например, потребителем является как гражданин, который купил комплект мебели или сделал вызов такси, так и гражданин, который пользуется приобретенными предметами мебели или является пассажиром такси. Не будучи стороной договора, заключенного с продавцом (исполнителем), такой потребитель вправе заявлять внедоговорные требования: о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя, о компенсации морального вреда.

Потребителем признается гражданин не только  заключивший договор купли-продажи товара, но и  выражающий намерение приобрести товар или заказать работу, услугу. Закон обязывает изготовителя, продавца, исполнителя предоставлять покупателю (заказчику) всю необходимую информацию о потребительских свойствах товара (работы, услуги) и условиях их приобретения еще до заключения договора.

В случае непредоставления потребителю всей необходимой информации об условиях приобретения товара или выполнении работы (услуги), он вправе потребовать от продавца  (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а также компенсации морального вреда.

Так, исполнитель, не предоставивший гражданину необходимую информацию об условиях пользования его услугами (кафе, гостиница, ночной клуб) и впоследствии отказавший гражданину в заключении  договора без уважительных причин (под предлогом отсутствия свободных мест, неподходящего внешнего вида гражданина и пр.), несет ответственность, предусмотренную Законом РФ «О защите прав потребителей». Гражданин вправе потребовать возмещения убытков (например, транспортных расходов), компенсации морального вреда.

В качестве исполнителя выступает организация (индивидуальный предприниматель), выполняющая работу или оказывающая услугу потребителю на основании возмездного договора. Работы выступают предметом договора подряда. Услуги могут предоставляться потребителю на основании различных договоров: возмездного оказания услуг, перевозки, хранения.

Следует обратить внимание, что законодательство о защите прав потребителей  не применяется к спорам между гражданами и лицами (учреждениями), выполняющими публичные функции: нотариусами, государственными регистраторами, лицензирующими органами, органами ГИБДД и т.д. В случае если указанные лица незаконно отказали гражданину в совершении того или иного действия (нотариального, регистрационного и пр.), либо допустили нарушение закона при осуществлении публичных функций, гражданин вправе обжаловать соответствующее незаконное действие (бездействие). Если вследствие незаконных действий (бездействия) гражданину был причинен вред, он вправе предъявить иск о возмещении вреда.

Не являются потребительскими отношения, связанные с участием граждан в деятельности юридических лиц (жилищного, жилищного накопительного или иного потребительского кооператива) и приобретением в собственность определенного имущества после полной выплаты пая (например, жилого помещения). В то же время если указанные юридические лица оказывают своему участнику (гражданину) какие-либо услуги за вознаграждение, то в этой части можно говорить о потребительских отношениях. Так, в соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона от 30 декабря 2004 № 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах" к отношениям, которые не связаны с членством граждан в кооперативе и возникают из возмездных гражданско-правовых договоров, заключаемых кооперативом с его членами, применяются правила, установленные законодательством о защите прав потребителей. Аналогичная ситуация складывается если товарищество собственников жилья оказывает своим членам коммунальные услуги, услуги по охране общественного порядка и средств личного транспорта на придомовой территории. В некоторых случаях в процессе исполнения услуги принимают участие несколько лиц. Тем не менее, ответственным перед потребителем лицом, как правило, признается лишь один из субъектов.

Так, участниками отношений по туристическому обслуживанию выступают турагент, туроператор, владелец отеля или иного средства размещения, перевозчик, что обусловлено комплексным характером туристского продукта. При этом договор об оказании туристских услуг потребитель, как правило, заключает с турагентом или туроператором. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1996 № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" именно туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом (заказчиком туристского продукта) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги. Иными словами, туроператор отвечает перед туристом за действия (бездействие) всех третьих лиц, привлеченных к исполнению услуг, входящих в состав туристского продукта, включая ненадлежащие действия (бездействие) его турагентов.

Предоставление коммунальных услуг собственникам жилых помещений в многоквартирном доме обеспечивается за счет взаимодействия исполнителя (управляющей компании, товарищества собственников жилья, жилищного или иного специализированного потребительского кооператива) и ресурсоснабжающих (водоснабжающих, энергоснабжающих, газоснабжающих) организаций. Однако ответственность перед потребителем за своевременное и качественное предоставление коммунальных услуг несет, прежде всего, исполнитель.



Вернуться в раздел