Горячая линия: 8-800-300-46-24 
пн-чт 8.00-17.00 (перерыв 12.30-13.30),
пт 8.00-14.30 (перерыв 12.30-13.30)
старше 16

О проведенной «Горячей линии» в рамках Всемирного дня защиты прав потребителей

30.03.2010 20:12:00

15 марта 2010 года в рамках проведения Всемирного дня защиты прав потребителей, проходящего под девизом «Наши деньги - наши права», в Управлении Роспотребнадзора по Кемеровской области состоялась «горячая линия». На вопросы потребителей ответила начальник отдела защиты прав потребителей Костарных Татьяна Александровна.

Всего в Управление поступило 15 телефонных звонков.

Основное количество заданных потребителями вопросов касалось:

  • взимания кредитными организациями дополнительных платежей за открытие и ведение ссудного счета заемщика, а также за выдачу кредита;
  • обязанности заключать договор страхования жизни и здоровья одновременно с заключением кредитного договора;
  • одностороннего повышения процентных ставок банком;
  • некачественного выполнения работ (оказания услуг);
  • обмена и возврата товаров надлежащего качества;
  • обмена и возврата товаров с недостатком.

Наиболее актуальные вопросы потребителей и ответы на них:

Вопрос:

Год назад брала кредит в Сбербанке на приобретение жилья. Банк единовременно обязал меня оплатить единовременную комиссию за обслуживание ссудного счета, сумма вышла не малая. В СМИ прочитала, что это незаконно, так ли это?

(автор: Надежда Сергеевна, г. Кемерово)

Ответ:

Условие кредитного договора об обязанности оплатить единовременный платеж за обслуживание ссудного счета ущемляет права потребителя. В действиях банка содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ. За аналогичные нарушения Сберабнк России был привлечен к административной ответственности по этой статье. Высшая судебная инстанция подтвердила незаконность действий банка по взиманию платы открытие и ведение ссудного счета (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.11.2009 № 8274/09). Вы можете обратиться в суд с заявлением о признании незаконными действий Сбербанка России по включению в кредитный договор условий, противоречащих действующему законодательству, и возврате незаконных комиссий и привлечь Управление для дачи заключения по делу.

Вопрос:

Одно из условий кредитного договора предусматривает право банка в одностроннем порядке изменять размер процентной ставки за пользование кредитом, наскольно оно правомерно?

(автор: Мария, г. Белово)

Ответ:

Включение такого условия в кредитный договор образует в действиях банка состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ. Ст. 310 ГК РФ запрещает в одностороннем порядке изменять условия обязательства, если стороной по договору является потребитель. Правильность позиции Роспотребнадзора отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 2 марта 2010 года.

Вопрос:

Я брала кредит в банке на 3 года. Возникли трудности с трудоустройством, начал расти долг. Скажите, как мне избежать суда, мне сказали в банке, что будут обращаться в суд?

(автор: Андрей, г. Кемерово)

Ответ:

Задолженность по кредиту Вы обязаны вернуть, ведь Вы взяли на себя такое обязательство согласно условиям кредитного договора. Могу Вам посоветовать обратиться в банк письменно с просьбой о реструктуризации задолженности. В условиях финансового кризиса банки идут навстречу своим клиентам.

Вопрос:

Приобрела женское пальто в магазине «Синар» в г. Кемерово. Обнаружила, что оно мне не подходит по размеру. Могу ли я его обменять?

(автор: Лидия Сергеевна, г. Кемерово)

Ответ:

Можете. В соответствии со ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар, если он не подошел по форме, фасону, расцветке, размеру или по иным причинам не может быть использован потребителем по назначению. Таким правом потребитель может воспользоваться в течение 14 дней, не считая дня покупки.

Вопрос:

Купила дочери золотое кольцо в подарок. Оно не подошло ей по размеру. Могу ли я его вернуть в магазин? (автор: Ольга, г. Новокузнецк)

Ответ:

В соответствии с Перечнем непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, изделия из драгоценных металлов обмену и возврату не подлежат.

Вопрос:

Мы три года назад взяли квартиру по ипотеке. И нам пришлось по договору оформлять страхование по утрате жизни и трудоспособности в обеспечение обязательства. Можно ли нам отказаться от такого страхования? (автор: Павел Александрович, г. Кемерово)

Ответ:

В рассматриваемом случае займ является целевым - для приобретения квартиры. В целях его возврата законом об ипотеке предусмотрен залог недвижимого имущества. Тот же закон говорит об обязанности залогодателя (должника) страховать за свой счет заложенное имущество от рисков утраты и повреждения. Что касается обязанности потребителя при заключении договора об ипотеке одновременно заключать договор страхования утраты жизни и трудоспособности - такое условие договора ущемляет права потребителя. Гражданский кодекс РФ говорит о том, что страхование жизни и здоровья не может быть возложено на человека по закону. Такое условие незаконно и ущемляет ваши права. Согласно статье 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» нельзя обусловливать приобретение одних товаров и услуг другими, то сеть нельзя обязывать потребителя заключать один договор под условием заключения другого. А если же потребителю при приобретении одной услуги навязывается какая-то другая за дополнительную плату, он вправе потребовать уплаченные за нее деньги.

Вопрос:

Купили сотовый телефон, а через неделю он перестал включаться. Обратились к продавцу, там отправляют в сервисный центр на ремонт. Ремонтировать телефон не хотим, можно ли требовать возврата денег?

(автор: Константин, г. Ленинск-Кузнецкий)

Ответ:

Можете. В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае продажи потребителю товара с недостатком, последний вправе по своему выбору требовать:

- замены на товар этой же марки (модели, артикула);

- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Вопрос:

Я положила деньги на телефон через мультикассу, а они мне не пришли. При этом чек я не взяла. Как-то можно теперь решить эту проблему? (автор: Татьяна Анатольевна, г. Кемерово).

Ответ:

Как правило, в чеке указывается, с кем у потребителя устанавливаются договорные отношения при пополнении счета через мультикассу. Кроме того, информация об исполнителе должна быть указана на терминале, через который Вы пополняли счет. Вы можете предъявить претензию исполнителю, если деньги не перечислены на ваш счет по его вине. Можете посмотреть, какие контактные телефоны указаны на терминале, и попробовать позвонить по ним для решения вопроса. Единственная сложность в том, что не все исполнители таких услуг указывают, кто является исполнителем услуги (что, кстати, является нарушением права потребителя на информацию об исполнителе и оказываемой им услуге), а в чеке такие сведения всегда есть. К тому же в нем есть информация, на какой номер телефона вы перечислили деньги, поэтому лучше все-таки всегда брать чек. Также можете обратиться к арендодателю помещения, где находится терминал, за информацией о его владельце.



Вернуться в раздел