Горячая линия: 8-800-300-46-24 
пн-чт 8.00-17.00 (перерыв 12.30-13.30),
пт 8.00-14.30 (перерыв 12.30-13.30)
старше 16

Ответы на вопросы потребителей, связанных с предоставлением туристических услуг

16.12.2010 10:29:00

Вопрос:

Недавно была в туристической поездке в Египте, как раз там, где произошла авария с туристическим автобусом. Действительно, там много разных фирм, которые предлагают экскурсионные туры. Как правильно их выбирать, причем не только в Египте, но и в других странах, на что нужно обращать внимание?

Тарасова Л., г. Ленинск-Кузнецкий

Ответ:

При выборе турфирмы необходимо иметь ввиду, что одним из критериев выбора турфирмы может быть опыт работы компании на рынке туристских услуг и квалификация сотрудников турфирмы.

Необходимо определить кем является выбранная Вами турфирма - турагентом или туроператором. Если турфирма является турагентом, то необходимо выяснить с каким туроператором она работает. Сведения о туроператоре должны быть указаны в договоре о реализации туристского продукта.

Туроператорская деятельность на территории Российской Федерации допускается исключительно при наличии финансового обеспечения в виде договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Сведения о туроператорах, имеющих финансовое обеспечение, вносятся в Реестр. Ведение Реестра осуществляет Федеральное агентство по туризму (Ростуризм).

Не лишним будет дополнительно посмотреть в Интернете отзывы потребителей об организации, которая предлагает Вам тур.

В соответствии с действующим законодательством турфирма обязана своевременно предоставить полную и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Потребитель имеет право на то, чтобы туристские услуги были безопасны для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняли вреда имуществу потребителя.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в РФ» реализация туристского продукта осуществляется исключительно на основании договора. Договор заключается в письменной форме и должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству в области защиты прав потребителей.

Все существенные условия турпоездки должны быть отражены в договоре!

К существенным условиям законом относятся:

  • полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора;
  • размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение;
  • сведения о туристе, а также об ином заказчике и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;
  • общая цена туристского продукта в рублях;
  • информация о потребительских свойствах туристского продукта - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах;
  • права, обязанности и ответственность сторон;
  • условия изменения и расторжения договора;
  • сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора;
  • сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и по банковской гарантии.

Иные условия договора определяются по соглашению сторон.

Условия путешествия и общая цена туристского продукта указываются в туристской путевке, являющейся неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта.

Турист вправе требовать от туроператора или турагента оказания ему всех услуг, входящих в тур, независимо от того, кем эти услуги оказываются.

В целях минимизации всякого рода рисков причинения вреда жизни, здоровью или имуществу, связанных с нахождением на территории иностранного государства в период совершения турпоездки, и возможности полноценно использовать весь набор правовых гарантий защиты собственных прав, установленных законодательством Российской Федерации, гражданам, делающим выбор в пользу выездного туризма, следует ответственно подходить не только к выбору туроператора (турагента) как стороны по соответствующему договору, но и к формированию самого туристского продукта.

В этой связи факт самостоятельного приобретения туристом на территории страны посещения дополнительных, т.е. изначально не входивших в туристский продукт, экскурсионных, транспортных либо каких-либо иных услуг, стоимость которых оплачивается на месте сторонним юридическим или физическим лицам, означает, что в отношении таких сделок распространяется изъятие, установленное Гражданским кодексом РФ о неприменении права страны места жительства потребителя.

Кроме того, поскольку на практике «заманчивые» предложения приобрести «дешево» ту или иную услугу, дополнительную по отношению к «турпакету», довольно часто исходят, в том числе, от представителей самих туроператоров за рубежом, следует учитывать, что любое «соглашение гражданина с работником предприятия, учреждения, организации, оказывающего услуги, без соответствующего оформления, вопреки установленным правилам, не порождает прав и обязанностей между гражданином и этим предприятием, учреждением, организацией, поэтому последнее не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение услуги в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей».

Вопрос:

Я приобрела в турфирме путевку с проживанием в пятизвездочном отеле. В действительности отель, номер, условия обслуживания - питание, экскурсии и т. д. - не соответствовали заявленному уровню. Посоветуйте, что делать в сложившейся ситуации.

Соловьева Э.Ф., г. Кемерово

Ответ:

По возвращении вы вправе предъявить претензию туроператору и потребовать компенсацию в размере стоимости неполученных услуг, а также возмещение расходов, которые вам пришлось понести из-за ненадлежащего качества туристских услуг.

В том случае, если были нарушены права потребителей-туристов во время поездки, то необходимо прямо на месте позаботиться о сборе доказательств, подтверждающих нарушение ваших прав. Недостатки отеля постарайтесь документально засвидетельствовать и заверить подписью менеджера гостиницы. Когда будете оплачивать что-либо в отеле - сохраните счета, они помогут вам доказать, что вы жили именно в этом отеле. Можете сфотографировать все то, что вас не устраивало в отеле. Фото и видеоматериалы принимаются судом в качестве доказательств. Во время поездки туристам следует обменяться адресами и телефонами друг друга - свидетельские показания могут играть важную роль в суде.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» претензии к качеству туристского продукта предъявляются туроператору в письменной форме в течение 20 дней с даты окончания действия договора о реализации туристского продукта и подлежат рассмотрению в течение 10 дней с даты получения претензий.

Претензию нужно написать в 2-х экземплярах, где следует кратко изложить ситуацию и четко изложить свои требования. Один экземпляр претензии нужно оставить у себя - на нем представитель туроператора должен сделать отметку (подпись), что претензия получена. Другой экземпляр остается у туроператора, к нему нужно приложить копии имеющихся документов (счета о вынужденных расходах, свидетельские показания и др.).

Если туроператор откажется принять претензию, ее нужно послать по почте заказным письмом с описью и уведомлением о вручении. Почтовую квитанцию и уведомление следует сохранять.

Если туроператор откажется выполнить требования в добровольном порядке, нужно обратиться с иском в суд. Для этого нужно написать исковое заявление в 2-х экземплярах (один экземпляр остается в суде, второй - посылается ответчику), к исковому заявлению нужно приложить копии всех имеющихся документов (договор с туроператором, приходные ордера, претензии, ответы на претензии, и т.п.). Подать исковое заявление можно по месту нахождения ответчика или по месту жительства истца, лично на приеме судьи или послать по почте.

Вопрос:

Имеет ли право турагентство заменять указанный в договоре отель на другой, даже если его категория выше?

Кадченко В.А., г. Кемерово

Ответ:

Нет. Информация об условиях проживания является существенным условием договора на оказание туристских услуг. Турагент или туроператор не имеют законного права в одностороннем порядке изменять существенное условия договора, не получив согласия туриста. Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. В соответствии со ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны только по соглашению сторон в письменном виде.

Турагент или туроператор, сообщая информацию о замене отеля (не важно, что категория та же или даже выше) непосредственно по прибытии в страну временного пребывания, нарушают ст. ст. 6, 10 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ» и ст. ст. 8, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», т.к. лишают туриста права на своевременное предоставление необходимой и достоверной информации об услуге, которая обеспечивает возможность правильного выбора и ставит его в ситуацию вынужденного согласия.

Чтобы избежать подобного сюрприза, рекомендуем внимательно читать договор, который вы заключаете. Если в нем содержится условие, «разрешающее» фирме замену отеля в одностороннем порядке, требуйте, что этот пункт был исключен из Вашего договора.



Вернуться в раздел