Горячая линия: 8-800-300-46-24 
пн-чт 8.00-17.00 (перерыв 12.30-13.30),
пт 8.00-14.30 (перерыв 12.30-13.30)
старше 16

Гарантийные сроки и права потребителя

20.02.2016 14:04:00

Вы купили мобильный телефон, а через неделю он сломался. Что делать? Какие в этом случае у потребителя права? Может ли его обменять или вернуть в магазин? Ответы на эти и другие вопросы Вы узнаете из этой статьи.

 

Что такое гарантийный срок?

Согласно п. 6 ст. 5 Закона РФ «О защите прав потребителей» гарантийный срок – это период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя относительно недостатка товара (работы).

Гарантийные сроки могут устанавливаться на комплектующие изделия и составные части основного товара, и считаются равными гарантийному сроку на основное изделие, если иное не установлено договором.

Обычно гарантийный срок указан в договоре купли-продажи или гарантийном талоне.

При этом надо понимать, что работоспособность товара и устранение заводских дефектов гарантирует производитель, а не магазин или компания-поставщик. Однако если изготовитель не установил срок гарантии, то продавец вправе установить такой срок самостоятельно. Также продавец вправе принять на себя дополнительное обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных за пределами гарантийного срока, установленного изготовителем. В этом случае стоимость дополнительных услуг, порядок их исполнения устанавливается договором между продавцом и потребителем.

 

Как считать гарантийный срок?

Статьей 19 Закона РФ «О защите прав потребителей» установлено, что гарантийный срок товара исчисляется со дня передачи товара потребителю.

Если день передачи товара потребителю установить невозможно, то срок гарантии исчисляется с указанного в документах дня изготовления товара.

Для товаров, день покупки которых может не совпадать со временем начала их эксплуатации, гарантийный срок считается иначе. Для сезонных товаров: шапок, одежды, обуви и прочих, срок гарантии исчисляется с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется субъектом Российской Федерации. Например, согласно закону Кемеровской области 04.04.2014 № 26-ОЗ на территории Кузбасса,  исходя из климатических условий, определены следующие сроки наступления сезонов: зимний – 1 ноября, весенний – 1 апреля, летний – 1 июня, осенний – 1 сентября.

При покупке товара по образцам, по почте и в случаях, когда день заключения договора купли-продажи и время передачи товара в пользование не совпадают, сроки гарантии начинаются со дня доставки товара потребителю.

Если товар невозможно использовать вследствие обстоятельств, зависящих от продавца, например необходима специальная установка, подключение или сборка и т.д., то в таких случаях гарантийный срок не течет до устранения продавцом таких обстоятельств.

 

Гарантийный и негарантийный случай.

Как правило, если обратиться к продавцу с требованием обменять товар или вернуть деньги, он сразу отправит Вас в сервисный центр чинить сломанную вещь. Однако следует знать, что продавец обязан принять у потребителя товар ненадлежащего качества и при необходимости провести за свой счет его проверку.

Как известно, для признания поломки «гарантийным случаем» должно быть установлено, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю.  Однако могут возникать ситуации, когда сервисный центр признает случай «не гарантийным», т.е. обнаружится, что недостаток в товаре возник не по вине производителя. Например, имеет следы самостоятельного ремонта, пришел в негодность из-за использования некачественных расходных материалов либо вследствие неправильной эксплуатации товара потребителем и пр.

 

Права потребителя.

По правилам ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», если в товаре обнаружен недостаток, вы можете потребовать бесплатного ремонта, обмена товара на аналогичный или возврата денег. Эти требования можно предъявлять как к продавцу, так и к изготовителю, если недостаток обнаружен  в течение гарантийного срока. Однако для технически сложного товара1 есть исключение. Требование о замене или возврате денег можно предъявлять в течение пятнадцати дней со дня покупки. Если пятнадцать дней истекло, и Вы обнаружили, что новенький планшет сломался, Вам придется отдавать его в ремонт, так как продавец вернет деньги или обменяет на другой только в случае, если будет установлено, что недостаток является существенным (т.е. неустранимым, либо не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, либо выявляется неоднократно).

 

Если продавец отказывается исполнять законные требования потребителя.

Рекомендуется в таком случаенаписать письменную претензию, в которой изложить свои требования и сослаться на ст. 18 Закона «О защите прав потребителей». Обязательно получите подпись продавца на копии претензии, которая будет свидетельствовать о том, что Ваша претензия им принята. Если он не принимает заявление – отправьте заказным письмом с описью вложения и с уведомлением о вручении.

Срок исполнения зависит от предъявленного Вами требования.

Максимальный срок устранения недостатков, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней. Знайте, что если в квитанции не указаны сроки проведения ремонта, то согласно ст. 20 Закона «О защите прав потребителей» ремонт должен быть произведен незамедлительно. Вы вправе написать дополнительное заявление, в котором можете обозначить срок, в течение которого должен быть произведен ремонт, самостоятельно.

Замена товара ненадлежащего качества должна быть осуществлена в течение семи дней, а при необходимости проведения дополнительной проверки качества – в течение двадцати. Если в момент обращения необходимый для замены товар отсутствует, замена должна быть проведена в течение тридцати дней.

Требования потребителя о возврате уплаченной за некачественный товар денежной суммы подлежат удовлетворению в течение десяти дней.

Если продавец не отвечает на претензию или письменно отказывается исполнять требования, то следующим шагом на пути восстановления нарушенных прав станет обращение в судебную инстанцию с исковым заявлением.

 

1 Перечень технически сложных товаров утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2011 № 924


Вернуться в раздел