Горячая линия: 8-800-300-46-24 
пн-чт 8.00-17.00 (перерыв 12.30-13.30),
пт 8.00-14.30 (перерыв 12.30-13.30)
старше 16

ПАМЯТКА ПОТРЕБИТЕЛЮ: как контролировать работу салона красоты

15.01.2020

Салон красоты – это организация, обеспечивающая на высоком художественном уровне выполнение услуг парикмахерских, включая выполнение оригинальных стрижек и причесок, а также других бытовых услуг (маникюр, педикюр, различные косметические услуги и др.) соответствующих современному и перспективному направлению моды и индивидуальным запросам клиентов.

Контроль за санитарной ситуацией, соблюдением прав потребителей – важные задачи при осуществлении деятельности по бытовому обслуживанию населения, условий для развития и ведения бизнеса в указанной сфере.

Роспотребнадзор является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет государственный надзор в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, находится в непосредственном подчинении Правительства Российской Федерации.

Одной из важнейших форм контрольно-надзорной деятельности являются проверки, осуществляемые компетентными государственными органами.

Под проверкой понимается комплекс действий уполномоченных лиц, направленных на:

- установление соблюдения требований действующего законодательства;

- выявление правонарушений;

- пресечение правонарушений;

- применение мер по результатам установленных нарушений.

При этом все действия контролирующих органов должны иметь правовой характер и осуществляться в соответствии с действующими нормативными актами Российской Федерации.

Роспотребнадзор реализует свои контрольно-надзорные функции в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).

С плановой проверкой посетить предприятие, оказывающее парикмахерские и косметические услуги, проверяющие из Роспотребнадзора имеют право не чаще одного раза в три года.

Плановый надзор в сфере защиты прав потребителей не осуществляется.

Начиная с 1 декабря 2018 года, должностные лица Роспотребнадзора уполномочены проводить контрольно-надзорные мероприятия в виде контрольных закупок.

Контрольная закупка - это внеплановое выездное мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.

Внеплановый надзор осуществляется по основаниям, которые перечислены в ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ. В основном это проверки по обращениям от населения. Срок рассмотрения обращений – 30 дней.

С 1 января 2017 вступили в силу изменения Федерального закона № 294-ФЗ, которые устанавливают основания для проведения внеплановой проверки. Одним из таких оснований является нарушение прав потребителей, в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены (п.п. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294).

Таким образом, Федеральным законом № 294 предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора между потребителем и хозяйствующим субъектом. Обращение может являться основанием для проведения внеплановой проверки только в том случае, если оно будет содержать документированное подтверждение об отказе со стороны хозяйствующего субъекта в рассмотрении претензии или в удовлетворении требований потребителя.

Вместе с тем, требование о предварительном обращении к субъекту хозяйственной деятельности, нарушившему права потребителя, не распространяется на случаи поступления в Роспотребнадзор обращений граждан о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан или причинения такого вреда, т.е. когда в обращении указывается на нарушения требований санитарного законодательства (СанПиНов и др.) и законодательства о техническом регулировании.

Деятельность салонов красоты осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2.2631-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги», Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 года № 1025, которые разработаны в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992                      № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1) и др. 

Перед тем как начать предоставлять вышеуказанные услуги хозяйствующий субъект обязан подать соответствующее уведомление о начале своей деятельности в территориальный орган Роспотребнадзора согласно постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 № 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности" по форме, указанной в приложении данного постановления.

При проведении контрольно – надзорных мероприятий предъявляются требования: к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги.

Допускается размещение организаций, оказывающих парикмахерские и косметические услуги, на первых этажах жилых зданий либо на двух этажах (первый и второй) при наличии изолированного входа от жилой части и автономной системы вентиляции, в подвальных и цокольных этажах зданий, в торговых центрах и комплексах без естественного освещения при условии соблюдения гигиенических требований к воздухообмену помещений и параметров микроклимата, использования ламп дневного света с улучшенной цветопередачей и выполнения мероприятий, предусмотренных гигиеническими требованиями к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту.

В помещении организаций, оказывающих парикмахерские и косметические услуги, должно быть выделено помещение либо специальное место для дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации инструментов, оборудованное раковиной с подводкой горячей и холодной воды, вместе с тем, необходимо осуществлять профилактическую дезинфекцию, включающую обеззараживание поверхностей помещения, мебели, оборудования, воздуха, инструментов, белья, спецодежды и других предметов, используемых в работе, а также дезинсекцию и дератизацию.

Не реже одного раза в неделю во всех помещениях должна быть проведена генеральная уборка в соответствии с графиком, утвержденным администрацией.

Не допускается повторное использование пакетов и мешков для мусора и их вытряхивание в контейнер для бытовых отходов.

Рабочие места парикмахеров оборудуются креслами, туалетными столами с раковинами для мытья волос. При наличии отдельного помещения или специального места для мытья волос допускается установка туалетных столиков без раковин.

После каждого клиента использованное белье подлежит стирке. Стирка использованного белья и рабочей одежды должна проводиться централизованно. Допускается организация стирки использованного белья непосредственно в парикмахерской при наличии отдельно выделенного помещения со специальным оборудованием. Рабочая и личная одежда персонала должна храниться раздельно.

Администрация организации, оказывающей парикмахерские и косметические услуги, обязана обеспечить, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, необходимые условия по предупреждению неблагоприятного влияния производственных факторов на работников, обеспечение персонала специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты.

В целях личной профилактики работники должны быть обеспечены аптечкой для оказания первой помощи.

Невыполнение юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями обязательных требований законодательства на объектах, предоставляющих парикмахерские и косметические услуги, может повлечь применение мер административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

 

Косметические и косметологические услуги

Салоны красоты в настоящее время предлагают потребителям разнообразный объем услуг, в том числе: маникюр, педикюр, стрижки, окраска и химическая завивка волос, услуги солярия, косметические услуги (макияж) и др. При этом косметические услуги следует отличать от схожих по звучанию услуг косметологических, так как оказание косметических услуг регулируется Правилами № 1025, в то время как оказание косметологических услуг (медицинская помощь по профилю «косметология») регламентируется Правилами предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 г. № 1006.

Таким образом, салоны красоты и парикмахерские, оказывающие косметологические услуги, должны соблюдать требования вышеназванных правил оказания платных медицинских услуг, в том числе – требование о наличии лицензии на оказываемые косметологические услуги.

Исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, которая в обязательном порядке в т.ч. должна содержать:

- перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их предоставления - обычно в виде прейскуранта.

Отсутствие прейскуранта цен на оказываемые услуги в салонах красоты и парикмахерских или его непредставление потребителю часто приводит к тому, что потребитель узнает о стоимости услуги уже после ее оказания и, как правило, в устной форме, что не соответствует требованиям Закона № 2300-1 и Правил № 1025.

Исполнитель услуг не вправе оказывать дополнительные услуги потребителю без его согласия.

Если потребителю без его согласия была оказана какая-либо услуга, то он вправе потребовать выставления счета с перечислением всех оказанных услуг и стоимостью каждой из них. Если предварительного информирования о какой-либо услуге и ее стоимости не было, то потребитель вправе отказаться от ее оплаты.

После оплаты предоставленной ему услуги, он вправе требовать документ, подтверждающий факт оплаты. Таковыми будут являться квитанция, кассовый чек или иной документ строгой отчетности.

Требованиями ГОСТ Р 51142-98 установлено, что работник, оказывающий услуги парикмахерских (салонов красоты), должен иметь специальное профессиональное образование и должен быть аттестован в соответствии с квалификацией.

В удобном для обозрения месте должны быть размещены следующие сведения:

- правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1025;

- книга отзывов и предложений, либо информация о месте ее нахождения;

- адрес и телефон подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления, если такое подразделение имеется;

- образцы договоров (квитанций, иных документов) об оказании услуг (выполнении работ);

- образцы (модели) изготавливаемых изделий, альбомы и журналы с моделями изделий и т.п.;

- перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг (выполнении работ) в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

Наличие в парикмахерской (салоне красоты) книги отзывов и предложений является обязательным, и она должна предоставляется по первому требованию потребителя.

В случае обнаружения недостатков оказанной услуги потребитель вправе по своему выбору потребовать:

- безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;

- соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;

- повторного выполнения работы;

- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьим лицом.

Потребитель вправе требовать возврата стоимости услуг и полного возмещения убытков, если недостатки оказанной услуги исполнителем не устранены, либо если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.

Потребитель имеет право на возмещение ущерба (вреда), причиненного жизни, здоровью и имуществу парикмахерской (салоном красоты), в связи с оказанием услуги ненадлежащего качества, то есть с нарушением требований действующего законодательства, в т.ч. в части обеспечения безопасности оказываемых услуг (ст.ст. 13, 14 Закона № 2300-1).

 


Вернуться в раздел