Горячая линия: 8-800-700-03-09 
пн-чт 8.00-17.00 (перерыв 12.30-13.30),
пт 8.00-14.30 (перерыв 12.30-13.30)
старше 16

ПАМЯТКА: контроль за работой химчистки

10.01.2020

Контроль за санитарной ситуацией, соблюдением прав потребителей – важные задачи при осуществлении деятельности по бытовому обслуживанию населения, условий для развития и ведения бизнеса в указанной сфере.

Роспотребнадзор является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет государственный надзор в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, находится в непосредственном подчинении Правительства Российской Федерации.

Одной из важнейших форм контрольно-надзорной деятельности являются проверки, осуществляемые компетентными государственными органами.

Под проверкой понимается комплекс действий уполномоченных лиц, направленных на:

- установление соблюдения требований действующего законодательства;

- выявление правонарушений;

- пресечение правонарушений;

- применение санкций.

 

При этом все действия контролирующих органов должны иметь правовой характер и осуществляться в соответствии с действующими нормативными актами Российской Федерации.

Роспотребнадзор реализует свои контрольно-надзорные функции в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).

С плановой проверкой посетить предприятие, оказывающее услуги химчистки, проверяющие из Роспотребнадзора имеют право не чаще одного раза в три года.

Плановый надзор в сфере защиты прав потребителей не осуществляется.

Начиная с 1 декабря 2018 года, должностные лица Роспотребнадзора уполномочены проводить контрольно-надзорные мероприятия в виде контрольных закупок.

Контрольная закупка - это внеплановое выездное мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.

Внеплановый надзор осуществляется по основаниям, которые перечислены в ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ. В основном это проверки по обращениям от населения. Срок рассмотрения обращений – 30 дней.

С 1 января 2017 вступили в силу изменения Федерального закона № 294-ФЗ, которые устанавливают основания для проведения внеплановой проверки. Одним из таких оснований является нарушение прав потребителей, в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены (п.п. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294).

Таким образом, Федеральным законом № 294 предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора между потребителем и хозяйствующим субъектом. Обращение может являться основанием для проведения внеплановой проверки только в том случае, если оно будет содержать документированное подтверждение об отказе со стороны хозяйствующего субъекта в рассмотрении претензии или в удовлетворении требований потребителя.

Вместе с тем, требование о предварительном обращении к субъекту хозяйственной деятельности, нарушившему права потребителя, не распространяется на случаи поступления в Роспотребнадзор обращений граждан о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан или причинения такого вреда, т.е. когда в обращении указывается на нарушения требований санитарного законодательства (СанПиНов и др.) и законодательства о техническом регулировании.

Услуги химчисток должны оказываться в соответствии с СанПиН 2.2.2506-09 "Гигиенические требования к организациям химической чистки изделий", СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 года № 1025 (далее – Правила № 1025), которые разработаны в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1) и др. 

Вышеуказанные Правила регулируют отношения между потребителями и исполнителями в сфере бытового обслуживания, а также обеспечивают права потребителя на получение услуг надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, информации об услугах и исполнителях услуг, определяют порядок реализации этих прав.

В момент сдачи вещи в химчистку до потребителя доводится информация о наименовании (фирменном наименовании) химчистки, месте ее нахождения (юридический адрес) и режиме ее работы. Данная информация размещается на вывеске организации.

Правила № 1025, а также статьи 8, 10 Закона № 2300-1 закрепляют обязанность химчистки своевременно (до заключения договора) в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителя необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, которая в обязательном порядке должна содержать, среди прочего, перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их предоставления; цены на оказываемые услуги (выполняемые работы) и сведения о порядке и форме оплаты; сроки оказания услуг (выполнения работ); гарантийные сроки.

Указанная информация должна находиться в удобном для обозрения потребителя месте на русском языке.

Исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию.

В соответствии с п. 4 Правил № 1025 договор об оказании услуги химчистки оформляется в письменной форме (квитанция, иной документ), который, среди прочего, должен содержать информацию об исполнителе, цену услуги, даты приема и исполнения заказа и др. сведения.

С момента принятия вещи химчистка несет ответственность за сохранность этой вещи (п.12 Правил № 1025).

Перед тем как начать предоставлять услуги химчисток хозяйствующий субъект обязан подать соответствующее уведомление о начале своей деятельности в территориальный орган Роспотребнадзора согласно постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 № 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности" по форме, указанной в приложении данного постановления.

Согласно п. 7.1.12. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", химчистки производительностью не более 160 кг/смену относятся к V классу опасности.

При проведении контрольно-надзорных мероприятий предъявляются требования: к размещению объекта (организации химической чистки могут размещаться как в отдельно стоящих зданиях, так и в отдельных помещениях в составе комплексных предприятий службы быта, организаций и промышленных предприятий, допускается размещение мини-химчисток в крупных торгово-развлекательных центрах, гостиничных комплексах, гипермаркетах); его водоснабжению и канализованию; к условиям труда работников организации; устройству и содержанию помещений; к осуществлению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с действующим санитарным законодательством.

Руководители обязаны организовывать и проводить гигиеническое обучение по вопросам гигиены труда работников, деятельность которых связана с воздействием на них вредных и опасных производственных факторов.

Невыполнение юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями обязательных требований законодательства на объектах, предоставляющих услуги химчисток, может повлечь применение мер административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).


Вернуться в раздел