Горячая линия: 8-800-300-46-24 
пн-чт 8.00-17.00 (перерыв 12.30-13.30),
пт 8.00-14.30 (перерыв 12.30-13.30)
старше 16

ПАМЯТКА ПОТРЕБИТЕЛЮ: контроль за работой кафе

10.01.2020

Контроль над санитарной ситуацией в кафе, соблюдением прав потребителей – главные задачи ведения данного бизнеса, результатом решения которых является качественное предоставление услуг общественного питания.

Роспотребнадзор является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет государственный надзор в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, находится в непосредственном подчинении Правительства Российской Федерации.

Одной из важнейших форм контрольно-надзорной деятельности являются проверки, осуществляемые компетентными государственными органами.

Под проверкой кафе понимается комплекс действий уполномоченных лиц, направленных на:

§      установление соблюдения требований действующего законодательства;

§      выявление правонарушений;

§      пресечение правонарушений;

§      применение мер по результатам установленных нарушений.

При этом все действия контролирующих органов должны иметь правовой характер и осуществляться в соответствии с действующими нормативными актами Российской Федерации.

Роспотребнадзор реализует свои контрольно-надзорные функции в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).

С плановой проверкой посетить предприятие общественного питания проверяющие из Роспотребнадзора имеют право не чаще одного раза в три года.

Плановый надзор в сфере защиты прав потребителей не осуществляется.

Начиная с 1 декабря 2018 года, должностные лица Роспотребнадзора уполномочены проводить контрольно-надзорные мероприятия в виде контрольных закупок.

Контрольная закупка - это внеплановое выездное мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.

Внеплановый надзор осуществляется по основаниям, которые перечислены в ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ. В основном это проверки по обращениям от населения. Срок рассмотрения обращений – 30 дней.

С 1 января 2017 вступили в силу изменения Федерального закона № 294-ФЗ, которые устанавливают основания для проведения внеплановой проверки. Одним из таких оснований является нарушение прав потребителей, в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены (п.п. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294).

Таким образом, Федеральным законом № 294 предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора между потребителем и хозяйствующим субъектом. Обращение может являться основанием для проведения внеплановой проверки только в том случае, если оно будет содержать документированное подтверждение об отказе со стороны хозяйствующего субъекта в рассмотрении претензии или в удовлетворении требований потребителя.

Вместе с тем, требование о предварительном обращении к субъекту хозяйственной деятельности, нарушившему права потребителя, не распространяется на случаи поступления в Роспотребнадзор обращений граждан о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан или причинения такого вреда, т.е. когда в обращении указывается на нарушения требований санитарного законодательства (СанПиНов и др.) и законодательства о техническом регулировании.

Услуги ресторанов, кафе, баров и закусочных, столовых и других точек общественного питания должны оказываться в соответствии с Санитарными правилами 2.3.6.1079.01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», Техническим регламентом Таможенного Союза 021/20111 «О безопасности пищевой продукции», Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 года № 1036, которые разработаны в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и др. 

Вышеуказанные Правила регулируют отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг общественного питания, а также обеспечивают права потребителя на получение услуг надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, информации об услугах и исполнителях услуг, определяют порядок реализации этих прав.

Перед тем как начать предоставлять услуги общественного питания хозяйствующий субъект обязан подать соответствующее уведомление о начале своей деятельности в территориальный орган Роспотребнадзора согласно постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 № 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности" по форме, указанной в приложении данного постановления.

При проведении контрольно – надзорных мероприятий предъявляются требования к размещению объекта, его водоснабжению и канализованию; к условиям труда работников заведения, устройству и содержанию помещений.

Важными аспектами при проведении проверки является соблюдение требований к оборудованию, инвентарю, посуде и таре, используемой на объекте общественного питания, а также требований к транспортировке, приемке и хранению пищевой продукции, приготовлению блюд и кулинарных изделий. Не стоит при этом забывать о личной гигиене персонала и об обязательном прохождении всеми сотрудниками объекта общественного питания предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров.

Невыполнение юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями обязательных требований законодательства на объектах общественного питания может повлечь применение мер административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ

Вернуться в раздел