Горячая линия: 8-800-700-03-09 
пн-чт 8.00-17.00 (перерыв 12.30-13.30),
пт 8.00-14.30 (перерыв 12.30-13.30)
старше 16

Вниманию потребителя: что такое «контрафакт» и «фальсификация»?

02.12.2019

Поступающие на внутренний рынок фальсифицированные и контрафактные товары нарушают права потребителей и владельцев товарных знаков. Кроме того, это оказывает негативное воздействие на экономику государства, представляет угрозу жизни и здоровья для потребителей такой продукции, затрагивает интересы всего общества.

«Контрафакт» (англ. сounterfeit – подделка) - новый продукт, созданный на основе существующего оригинала с нарушением интеллектуальных прав.

Понятие «контрафактной» продукции четко определяется в п.1 ст. 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) – «товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными». Также в п. 3 ст. 1519 ГК РФ указано следующее: «товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно использованы наименования мест происхождения товаров или сходные с ними до степени смешения обозначения, являются контрафактными».

В соответствии со ст. 1252 ГК РФ в случае, когда изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение материальных носителей, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство, такие материальные носители считаются контрафактными.

Деятельность, связанная с незаконным использованием известных на рынке товарных знаков направлена на извлечение доходов от производства и реализации товаров, сходных с товарами известных фирм-производителей в целях недобросовестной конкуренции и введения в заблуждение покупателя.                                                        

«Фальсификация» (лат. falsificatio, от falsifico — подделываю) и означает подделку, выдаваемую за настоящую вещь, изменение вида или свойства предметов.

В ст. 1 Федерального закона от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» раскрывается понятие — «фальсифицированные пищевые продукты (в том числе биологически активные добавки), материалы и изделия — это пищевые продукты (в том числе биологически активные добавки), материалы и изделия, умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной».

Иными словами, это умышленное качественное изменение продукта, изменение вида или свойства какого-то предмета с целью обмана для того, чтобы выдать его за предмет другого вида или качества; действия, направленные на обман покупателя (потребителя) путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью. «Фальсификация», в широком ее понимании, может рассматриваться как действия, направленные на ухудшение тех или иных потребительских свойств товара.

Анализ терминов «фальсификация» и «контрафакт» позволяет выделить основные их различия. Особенностью «контрафакта» является нарушение интеллектуальных прав создателя (владельца исключительных прав) продукта или товара, (автора, изобретателя и пр.). При этом признание товара контрафактным не всегда свидетельствует о его ненадлежащем качестве. Для признания же продукции фальсифицированной необходимо установить факт нарушения процесса ее изготовления, в том числе, использование иных (не указанных в составе) компонентов.

Виды фальсификации:

- качественная (подделка товаров с помощью пищевых или непищевых добавок для улучшения органолептических свойств при сохранении или утрате других потребительских свойств, либо замена товара высшей категории качества низшей);

- количественная (обман потребителя за счет отклонений параметров товара (массы, объема, длины и т.п.), превышающих предельно допустимые нормы отклонений);

- ассортиментная (осуществляется путем полной или частичной замены товара его заменителем с сохранением сходства одного или нескольких признаков);

- стоимостная (обман потребителя путем реализации низкокачественных товаров по ценам товаров высокого качества или товаров меньших размерных характеристик по цене больших);

- информационная (обман потребителя путем предоставления неточной или искаженной информации о товаре, об используемом сырье, о составе продукта и т.д.)

- комплексная (сочетает несколько видов фальсификации).

Виды контрафакта:

- продукция произведенная без разрешения правообладателей объектов интеллектуальной собственности (подделка внешнего вида товара и его дизайнерских решений);

- использование чужого логотипа или настолько похожего, что легко перепутать;

- незаконное использование мультимедиа-продукции, книг и компьютерных программ.

Действия по изготовлению, сбыту, в том числе продаже контрафакта, фальсифицированных товаров, направлены на обман потребителя с корыстной целью получения денежной выгоды.


Вернуться в раздел