Горячая линия: 8-800-700-03-09 
пн-чт 8.00-17.00 (перерыв 12.30-13.30),
пт 8.00-14.30 (перерыв 12.30-13.30)
старше 16

Итоги работы Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг в 1 полугодии 2019 года

26.08.2019

Обеспечение эффективности осуществления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей приоритетно в сфере финансовых услуг.

Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области (далее – Управление) последовательно и системно осуществляет деятельность в данном направлении, обеспечивает защиту прав потребителей, а также консультирование, информирование и просвещение граждан по различным аспектам финансовых услуг и соответствующих потребительских прав.

В 1 полугодии 2019 г. Управлением на территории Кемеровской области проведено 371 мероприятие по защите прав потребителей информационно-просветительского характера в сфере предоставления финансовых услуг, включая:

  • консультирование по телефону, при личном приеме, выездное консультирование;

  • участие в «круглых столах», «прямых и горячих линиях», пресс-конференциях;

  • проведение тематических уроков в образовательных учреждениях области и встреч с трудовыми коллективами;

  • размещение в средствах массовых информации, интернет-ресурсах тематических публикаций и выступлений;

  • распространение памяток среди населения.

Управление является участником рабочей группы по вопросу разработки концепции Межрегиональной конференции «Создание системы по повышению финансовой грамотности и снижению уровня закредитованности населения Кемеровской области», в рамках проведения Межрегиональной конференции специалисты Управления приняли участие в работе секций.

Управлением, Консультационными центрами и пунктами для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» принято активное участие во Всероссийской неделе финансовой грамотности среди детей и молодежи (17.04 - 24.04.2019) с охватом 2155 участников (учащихся образовательных учреждений и студентов, их родителей, преподавательского состава, социально-незащищенных слоёв населения), среди которых распространены информационные материалы (памяток, буклетов, лифлетов). Мероприятия проводились в формате интерактивных уроков, лекций, семинаров, факультативных занятий, а также в игровой форме.

В 2018 году отмечалось снижение количества обращений по данному аспекту вдвое.

По сравнению с 1 полугодием 2018 г. число обращений по данному аспекту осталось примерно на том же уровне.

В 1 полугодии 2019 г. в Управление поступило 130 обращений граждан по вопросам оказания финансовых услуг (1 полугодие 2018 г. - 111), из которых 85 составили жалобы на банковские организации, 23 – на страховые компании и 19 – на микрофинансовые организации.

По состоянию на 1 полугодие 2019 г. проведено 15 надзорных мероприятий по контролю в области защиты прав потребителей финансовых услуг, составлено 22 протокола об административном правонарушении, вынесено 17 постановлений о назначении административного наказания, общая сумма наложенных штрафов составила 125,0 тыс.руб.

Типичные ситуации, связанные с потребительским кредитованием и сопутствующему т.н. «добровольному страхованию»:

  • кредитные договоры и договоры страхования напечатаны мелким трудночитаемым шрифтом, что затрудняет ознакомление потребителей с информацией и лишает возможности сделать правильный выбор;

  • согласие потребителя на оказание дополнительных платных услуг определяется наличием проставленного типографским способом символа «Х», а не собственноручно;

  • кредитор не выдает заемщику в двух вариантах проект заявления о предоставлении потребительского кредита, графика платежей на сумму кредита, индивидуальных условий (с дополнительными услугами и без дополнительных услуг), в целях обеспечения ознакомления и реализации права выбора;

  • индивидуальные условия договоров потребительского займа не содержат возможности выбора заемщика согласиться или запретить уступку кредитором третьим лицам прав (требований) по договору потребительского кредита (займа);

  • при присоединении заемщика к программам коллективного страхования (где кредитная организация выступает агентом страховой компании) потребителю не предоставляется информация о том, что кредитор выступает в роли страхового агента, размере его агентского вознаграждения и размере страховой премии страховщика, о возможности предоставления кредита без услуг страхования на сопоставимых условиях, информация об условиях страхования;

  • ущемляющим признается условие договора, предусматривающее право финансовой организации менять его условия в одностороннем порядке, и которыми ухудшается положение заемщика;

  • ущемляющим признается условие договора потребительского займа об обязанности заемщика уведомить кредитора об изменении данных, касающихся места работы, адреса проживания, адреса регистрации, контактных телефонов;

  • ущемляющим признается условие договора, позволяющие банку списывать денежные средства со всех счетов заемщика без распоряжения клиента, либо по заранее данному акцепту;

  • взимание банком незаконных комиссий (за выпуск карты с целью исполнения кредитных обязательств; при снятии наличных в банкоматах банка, а также при снятии наличных с текущего счета в кассах банка, за подключение к программе страхования).

Управлением в 1 полугодии 2019 г. предъявлены в суды 9 исков и заключений в защиту прав потребителей. Общая сумма, возмещенная потребителям на основании решений суда, составила порядка 192,0 тыс. руб.

Судебная практика, подтвержденная Верховным судом РФ, которую можно учитывать при восстановлении прав граждан-потребителей (Дело № А60-58331/2014; Дело № А50 31252/2016; Дело № А27-25937/2015; Дело № А27-14213/2015; Дело № А65-28859/2014; Дело № А60-34745/2016; Дело № А78-15701/2017).

  • Обзор судебной практики по делам, связанным с защитой прав потребителей финансовых услуг (утв. Президиумом ВС РФ 27.09.2017);

  • Постановление Пленума ВС РФ от 22.11.2016 N 54;

  • Обзор судебной практики ВС РФ N 2 (2015) (утв. Президиумом ВС РФ 26.06.2015);

  • Обзор судебной практики по гражданским делам, связанным с разрешением споров об исполнении кредитных обязательств (утв. Президиумом ВС РФ 22.05.2013);

  • Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 146;

  • "Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанным с реализацией товаров и услуг" (утв. Президиумом ВС РФ 17.10.2018).

 

Вниманию потребителей! Напоминаем о соблюдении предварительного претензионного порядка обращения потребителя с соответствующими требованиями непосредственно к финансовой организации.

Данная процедура продиктована изменениями, внесенными в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», вступившими в силу 01.01.2017.

Данный закон устанавливает основания для проведения внеплановой проверки. Одним из таких оснований является нарушение прав потребителей, в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены.

Важную роль в снижении уровня закредитованности населения и повышению уровня финансового развития играет самоинформирование и самопросвещение граждан.

Управление напоминает, что в Российской Федерации создан Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей (ГИР ЗПП), открытый доступ к материалам ресурса обеспечен на сайте http://zpp.rospotrebnadzor.ru/.  

В рамках проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» при поддержке Роспотребнадзора открыты порталы:

https://хочумогузнаю.рф/

http://вашифинансы.рф/

Кроме того, по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг потребители могут получить консультации по телефону круглосуточной «горячей линии» Роспотребнадзора по тел. 8-800-100-29-26.

Для получения консультаций и правовой помощи в подготовке претензий и исковых заявлений потребители могут обращаться в Консультационные пункты ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Кемеровской области», общественные организации в сфере защиты прав потребителей, а также в иные организации, предоставляющие соответствующие услуги.

В целях защиты своих прав потребители могут обратиться по телефону «горячей линии» Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области                     8-800-700-03-09, в Общественную приёмную Управления – тел. (8-384-2) 36-96-88 (режим: в рабочие дни с 8.00 до 17.00 час., в пятницу с 8.00 до 16.00 час., перерыв с 12.30 до 13.30 час.)

Вы вправе обратиться в Управление (г. Кемерово, пр. Кузнецкий, д. 24) с письменной жалобой либо направить обращение в форме электронного сообщения путем заполнения специальной электронной формы, размещенной на сайте Управления http://www.42.rospotrebnadzor.ru.

Личный приём граждан по вопросам защиты прав потребителей осуществляется в часы работы Общественной приёмной Управления (г. Кемерово, пр. Кузнецкий, д. 24, каб. 107).


Вернуться в раздел