Горячая линия: 8-800-700-03-09 
пн-чт 8.00-17.00 (перерыв 12.30-13.30),
пт 8.00-14.30 (перерыв 12.30-13.30)
старше 16

Что нужно знать предпринимателям и потребителям о книге отзывов и предложений

06.08.2019

В Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области поступают обращения от предпринимателей о порядке оформления книги отзывов и предложений, потребители просят привлечь хозяйствующий субъект к административной ответственности за нарушения порядка ее ведения. 

Согласно действующему законодательству, а именно пункту  8  Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации  от 19.01.1998 г. № 55, установлено, что продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию.

Приказ Минторга РСФСР от 28.09.1973 № 346 «Об утверждении Инструкции о Книге жалоб и предложений в предприятиях розничной торговли и общественного питания» (вместе с «Инструкцией о Книге жалоб и предложений в предприятиях розничной торговли и общественного питания», утв. Приказом Минторга СССР от 23.07.1073 № 139) фактически не подлежит применению, поскольку согласно пункту 1 статьи 1 Закона № 2300-1 «Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом  Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

Согласно пункта 2 статьи 1 Закона № 2300-1 «Правительство Российской Федерации не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей».

Данная норма корреспондируется также с пунктом 4 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300/1-1 «О введении в действие Закона № 2300-1, в соответствии с которым Правительству Российской Федерации надлежало «обеспечить отмену ведомственных нормативных актов, в том числе инструкций, регулирующих отношения в области прав потребителей, и привести в соответствие с настоящим Законом правительственные нормативные акты».

Указанное означает, что соответствующие ведомственные нормативные акты СССР и РСФСР, даже если они формально не отменены (в частности, приказ Министерства СССР от 23 июля 1973 года № 139 и приказ Министерства торговли РСФСР от 28 сентября 1973 года № 346), отношения в области защиты прав потребителей не регулируются и в систему законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей не входят.

В настоящее время обязательных требований к форме книги отзывов и предложений и порядку ее ведения Правительством РФ не установлено.

Вернуться в раздел