Горячая линия: 8-800-700-03-09 
пн-чт 8.00-17.00 (перерыв 12.30-13.30),
пт 8.00-14.30 (перерыв 12.30-13.30)
старше 16

Итоги деятельности органов местного самоуправления в сфере защиты прав потребителей в 2018 году

14.05.2019

Закон «О защите прав потребителей» и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", определяют права органов местного самоуправления на местном уровне на вверенных им территориях в осуществлении защиты прав потребителей путем рассмотрения жалоб, консультирования, обращения в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

Для осуществления функций местного самоуправления в Кемеровской области выделены 16 городских округов и 18 муниципальных районов.

С главами администраций городских округов и муниципальных районов Кемеровской области Управлением Роспотребнадзора по Кемеровской области заключено 34 Соглашения о взаимодействии в сфере защиты прав потребителей.

В 2018 г. в рамках 26-ти муниципальных программ «Развитие комплексной системы защиты прав потребителей» реализовались программные мероприятия, направленные на защиту потребительских прав.

С целью подготовки информации для государственного доклада «Защита прав потребителей в Российской Федерации» органы местного самоуправления ежегодно информируют Управление о результатах проделанной работы по защите прав потребителей.

Согласно данным, представленным в Управление органами местного самоуправления за 2018 г., 32 муниципальных образования занимались вопросами защиты прав потребителей (94,0 %).

При этом только в 3-х (8,8 %) имеются структурные подразделения по защите прав потребителей численностью от 2 до 4 человек: в Анжеро-Судженском, Междуреченском, Осинниковском городских округах.

В 31 (91,2 %) муниципальных образованиях и городских округах функции по защите прав потребителей возложены на подразделения, занимающиеся вопросами торговли, потребительского рынка, развития предпринимательства, экономики, ЖКХ.

С 2015 г. наблюдается тенденция на упразднение самостоятельных отделов по защите прав потребителей в муниципальных образованиях и городских округах, с перераспределением данных функций в другие отраслевые подразделения.

В связи с реорганизацией в 2017 г. структуры Администрации г. Кемерово и упразднением самостоятельного подразделения, реализующего полномочия по защите прав потребителей на территории города Кемерово, данные функции переданы в Управление потребительского рынка и развития предпринимательства Администрации г. Кемерово.

Практика показывает, что выполнение этих функций отраслевыми подразделениями не позволяет обеспечить действенный контроль за соблюдением прав потребителей в различных секторах потребительского рынка и значительно сужает их полномочия, предусмотренные Законом «О защите прав потребителей».

Органами местного самоуправления Кемеровской области в 2018 г. рассмотрено 3292 обращения потребителей, из которых по 3008 обращениям даны разъяснения норм законодательства, 42 обращения направлены для рассмотрения в территориальные органы Роспотребнадзора, 1 обращение рассмотрено в рамках работы межведомственного координационного совета. Удовлетворено требований потребителей в досудебном порядке - 2618.

Органами местного самоуправления Кемеровской области в 2018 г. оказаны консультационные услуги 6473 гражданам при личной беседе (в т.ч. выездное консультирование), по телефону, по телефону «горячей линии».

Структура обращений граждан в органы местного самоуправления в 2018 г. представлена следующим образом:

торговля                                        – 61,9 %

услуги                                            – 38,1 %, из них:

              - жилищно-коммунальные услуги – 14,7 %

              - финансовые, страховые услуги   – 8,5 %

              - туристские услуги                         – 0,3 %

              - прочие услуги                                – 14,6 %.

 

По-прежнему, объектом особого внимания остается сфера торговли – 6049 обращений или 61,9 % от общего количества поступивших от потребителей вопросов, озвученных в жалобах и при консультировании. В основном, нарушались права потребителей при продаже технически сложных товаров бытового назначения, мебели, обуви, швейных и меховых изделий, алкогольной продукции, продуктов питания, детских игрушек, угля. В сфере оказания услуг наибольшее число обращений потребителей составляют жалобы на некачественный монтаж оконных и дверных блоков, изготовление мебели, ремонт и техническое обслуживание бытовой техники, радиоэлектронной аппаратуры, нарушение сроков при оказании услуг (выполнении работ). Актуальными для потребителей проблемами являются подключение операторами связи дополнительных платных услуг, контентов без согласия абонента; навязывание услуг страхования и иных дополнительных услуг за плату при потребительском кредитовании; некачественное оказание бытовых и медицинских услуг, неоформление договоров в письменном виде; проблемы, связанные с организацией вывоза твердых бытовых отходов, некачественное оказание коммунальных услуг и отказ исполнителей в перерасчета платы за коммунальные ресурсы и т.д.

В отчетном периоде в порядке досудебного урегулирования спора оказана помощь потребителям в составлении 1925 претензий о несоответствии товара (работы, услуги) обязательным требованиям, предусмотренным законом или условиям договора в адрес продавцов (исполнителей услуг).

В 2018 г. потребителям оказана помощь в составлении 24 исковых заявлений в суд по защите прав потребителей.

Органами местного самоуправления проводятся обследования предприятий торговли, бытового обслуживания и общественного питания на предмет соблюдения правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей с последующим информированием органов надзора, включая территориальный орган Роспотребнадзора, об имеющихся в объектах потребительного рынка нарушениях.

В 2018 г. Управлением в органы местного самоуправления вынесено 74 вопроса, связанных с тематикой защиты прав потребителей, из них 54 в рамках работы координационных советов на 12 территориях муниципальных районов и городских округах.

В 2018 г. органами местного самоуправления использовались информационно-просветительские средства реализации защиты прав потребителей.   Использовались такие способы информирования, как публикация и размещение материалов в прессе, через интернет-ресурсы, в т.ч. на официальных сайтах органов местного самоуправления, работа «виртуальных приемных», оформление информационных стендов, принятие участия в семинарах, теле- и радиопередачах, пресс-конференциях, проведение учебных занятий в образовательных учреждениях среди учащихся, проведение тематических бесед с трудовыми коллективами, выездное консультирование, разработка и распространение памяток для потребителей, разъяснительная работа с предпринимателями и представителями предприятий потребительского рынка.

В 2018 г. всего проведено 3005 мероприятий по просвещению граждан по вопросам правоприменения потребительского законодательства, направленных на формирование потребительской культуры и соответствующего правового поведения.

Органами местного самоуправления организуются рабочие встречи предпринимательского сообщества и территориальных органов Роспотребнадзора. Мероприятия проводятся с целью повышения уровня информированности предпринимательского сообщества о правах и обязанностях, мотивации к исполнению требований законодательства в области защиты прав потребителей, законодательства в области технического регулирования и санитарно-эпидемиологического благополучия, доводится информация о внесенных в них изменениях, а также возможностях информационных ресурсов Роспотребнадзора.

Органами местного самоуправления проводятся рейдовые мероприятия по местам несанкционированной торговли на предмет соблюдения правил работы мелкорозничной торговой сети и порядка организации уличной торговли.

В 2018 г. в федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг) (а именно, территориальные органы Роспотребнадзора, Россельхознадзора, правоохранительные органы) направлено порядка 64-х извещений о выявлении по жалобам потребителей товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, включая вопросы незаконного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, продажи пива, табачной продукции несовершеннолетним лицам, незаконного использования товарного знака. В половине случаев надзорные мероприятия проводятся при участии представителей органов местного самоуправления (24 мероприятия).

По 45 извещениям органами государственного надзора приняты меры административного реагирования.

 


Вернуться в раздел