Горячая линия: 8-800-300-46-24 
пн-чт 8.00-17.00 (перерыв 12.30-13.30),
пт 8.00-14.30 (перерыв 12.30-13.30)
старше 16

Прогулка и ее значение для здоровья детей

01.03.2019

О пользе проведения свободного времени на свежем воздухе, будь то пешие прогулки, активные игры или чтение книжки на лавочке в городском парке, известно каждому.

Главная польза прогулок на свежем воздухе заключается в положительном влиянии на здоровье в целом. Физическая активность в сочетании с прогулкой на природе способствует укреплению иммунитета, причем даже в периоды холодов. Ежедневные прогулки улучшают работу сердца и сосудов, снижают артериальное давление, ускоряется обмен веществ, улучшается сон.

Очень отрадно наблюдать за копошащимися в снегу розовощекими карапузами в детском саду, или визжащими при скатывании с ледяных горок или катающимися на коньках и лыжах школьниками. В летний период ребятня с удовольствием играет на детских дворовых площадках, совершает велосипедные прогулки или купается в открытых водоемах.

Но, к сожалению, существует и другая, не менее многочисленная категория взрослых и детей у которых такое понятие, как "гулять на улице" абсолютно отсутствует.

Более старшему поколению, тем, кто вырос во дворе это понять трудно. И многим из нас кажется, что не гулять совсем - ненормально.

Тем не менее, во многих семьях с маленькими детьми прогулки вечером после работы и детского сада, особенно в холодную погоду, не проводятся, и даже в выходные дни дети совсем не выходят из дома (одних не выпустишь - страшно, а родители заняты или отдыхают после трудовой недели).

Ребенок растет и идет в школу. А дальше… Высокая нагрузка в школе, занятия до 15-16 часов, большой объем домашних заданий, репетитор, иностранный язык, возможно спортивная секция и очень мало свободного времени!

А после всех «обязательных» занятий хочется пообщаться с друзьями (как правило, в чатах интернета), поиграть в компьютерную игру, посмотреть новый фильм или послушать музыку (там же – в интернете), иногда почитать…

Вот и получается, что дошкольник гуляет в лучшем случае только в детском саду, а школьник – только когда куда-то идет: в школу (до которой часто 5 минут пешком), в магазин (расположенный по соседству или в собственном доме), и возможно самая длинная «прогулка» (по продолжительности, а не по количеству шагов) – это дорога до спортивной секции (полчаса на общественном транспорте и 3 минуты пешком).

Вот и все пребывание на улице!

Да, и что говорить про детей, если сами родители «гуляют» только по дороге на работу и обратно. Взрослое население городов большую часть дня проводит в душном офисном помещении перед компьютерами, а оставшуюся часть дня «отдыхают» перед телевизорами.

Такие родители считают, что ежедневные прогулки не обязательны, а достаточно того, что в каникулы дети нагуляются на улице (у бабушки в деревне, в загородном лагере и пр.).

На самом деле именно регулярные ежедневные прогулки на свежем воздухе укрепляют здоровье и закаливают организм, активизируют двигательную деятельность детей и их познавательные возможности.

Правила организации прогулок в детском саду, уроков и отдыха на свежем воздухе в школе прописаны в санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах.

Так, согласно пп. 11.5, 11.6 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3 - 4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.

Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой.

Согласно п. 10.23 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях», уроки физической культуры целесообразно проводить на открытом воздухе. Возможность проведения занятий физкультурой на открытом воздухе, а также подвижных игр определяется по совокупности показателей метеоусловий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам.

В соответствие приложению 6 «Рекомендации к организации и режиму работы групп продленного дня» СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»:

- наилучшим сочетанием видов деятельности обучающихся в группах продленного дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на участке общеобразовательной организации, если он предусмотрен образовательной программой), а после самоподготовки - участие в мероприятиях эмоционального характера;

- в режиме дня должны обязательно предусматриваться: питание, прогулка, дневной сон для обучающихся 1-х классов и ослабленных обучающихся II - III классов, самоподготовка, общественно-полезный труд, кружковая работа и широкое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий;

- после окончания учебных занятий в общеобразовательной организации для восстановления работоспособности обучающихся перед выполнением домашних заданий организуется отдых длительностью не менее 2 часов. Основная часть этого времени отводится на свежем воздухе. Целесообразно предусмотреть прогулки: до обеда, длительностью не менее 1 часа, после окончания учебных занятий в школе; перед самоподготовкой, в течение часа;

- прогулки рекомендуется сопровождать спортивными, подвижными играми и физическими упражнениями;

- местом для отдыха на свежем воздухе и проведение спортивного часа может быть пришкольный участок или специально оборудованные площадки. Кроме того, для этих целей могут быть использованы прилежащие скверы, парки, лес, стадионы.

И помните, чтобы прогулка была и в радость, и на пользу, ребенка нужно правильно одеть. Верхняя одежда и обувь должны соответствовать сезону. Тогда можно будет смело отправляться гулять не только, когда на улице солнце, но и в снег, и в дождь. Ведь, как известно, у природы нет плохой погоды...

 


Вернуться в раздел