Горячая линия: 8-800-300-46-24 
пн-чт 8.00-17.00 (перерыв 12.30-13.30),
пт 8.00-14.30 (перерыв 12.30-13.30)
старше 16

Управлением Роспотребнадзора по Кемеровской области подведены итоги работы в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг в 2018 году

21.02.2019

Обеспечение эффективности осуществления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей приоритетно в сфере финансовых услуг.

Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области (далее – Управление) последовательно и системно осуществляет деятельность в данном направлении, обеспечивает защиту прав потребителей, а также консультирование, информирование и просвещение граждан по различным аспектам финансовых услуг и соответствующих потребительских прав.

В 2018 г. Управлением на территории Кемеровской области проведено 476 мероприятий по защите прав потребителей информационно-просветительского характера в сфере предоставления финансовых услуг, включая:

  • консультирование по телефону, при личном приеме, выездное консультирование;
  • участие в «круглых столах», «прямых и горячих линиях», пресс-конференциях, вебинарах;
  • проведение тематических уроков в образовательных учреждениях области и встреч с трудовыми коллективами;
  • размещение в средствах массовых информации, интернет-ресурсах тематических публикаций и выступлений;
  • распространение памяток среди населения.

Управлением принято активное участие во Всероссийской неделе сбережений, Всероссийской неделе финансовой грамотности среди детей и молодежи, в просветительских акциях «Финансовый экспресс» и «Финансовый рецепт».

По сравнению с 2017 г. число обращений по данному аспекту снизилось вдвое.

В 2018 г. в Управление поступило 241 обращение граждан по вопросам оказания финансовых услуг (2017 г. - 474), из которых 159 составили жалобы на банковские организации, 71 – на страховые компании и 10  – на микрофинансовые организации.

По состоянию на конец 2018 г. проведено 77 надзорных мероприятий по контролю в области защиты прав потребителей финансовых услуг, составлено 83 протокола об административном правонарушении, вынесено 78 постановлений о назначении административного наказания, общая сумма наложенных штрафов составила 588,0 тыс.руб.

Типичные нарушения, допускаемые финансовыми организациями:

  • кредитные договоры, договоры страхования напечатаны мелким трудночитаемым шрифтом, что затрудняет ознакомление потребителей с информацией и лишает возможности сделать правильный выбор;
  • индивидуальные условия договоров потребительского займа не содержат информацию о возможности запрета заемщиком уступки кредитором прав требований третьим лицам;
  • условия договора, позволяющие банку списывать денежные средства со всех счетов заемщика без распоряжения клиента, либо по заранее данному акцепту;
  • условие договора о взимании банком комиссий (за выпуск карты с целью исполнения кредитных обязательств; при снятии наличных в банкоматах банка, а также при снятии наличных с текущего счета в кассах банка);
  • при заключении кредитного договора потребителю не предоставляется возможность согласиться либо отказаться от услуг страхования, банк не выдает в двух вариантах проект заявления о предоставлении потребительского кредита, графика платежей на сумму кредита, индивидуальные условия с дополнительной услугой страхования и без дополнительной услуги;
  • при присоединении заемщика к программам коллективного страхования и оформлении соответствующего заявления, где кредитная организация выступает агентом страховой компании, потребителю не предоставляется информация о том, что банк выступает в роли страхового агента, размере его агентского вознаграждения и размере страховой премии страховщика, о возможности предоставления кредита без услуг страхования на сопоставимых условиях, информация об условиях страхования;
  • условие договора, предусматривающее право финансовой организации менять его условия в одностороннем порядке;
  • согласие потребителя на оказание дополнительных услуг определяется наличием проставленного типографским способом символа «Х», а не собственноручно;
  • взимание банком платы за подключение к программе страхования банка.

Управлением в 2018 г. предъявлены в суды 27 исков и заключений в защиту прав потребителей. Общая сумма, возмещенная потребителям на основании решений суда, составила порядка 1616,64 тыс. руб.

Вниманию потребителей! Напоминаем о соблюдении предварительного претензионного порядка обращения потребителя с соответствующими требованиями непосредственно к финансовой организации.

Данная процедура продиктована изменениями, внесенными в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», вступившими в силу 01.01.2017.

Данный закон устанавливает основания для проведения внеплановой проверки. Одним из таких оснований является нарушение прав потребителей, в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены.

Важную роль в снижении уровня закредитованности населения и повышению уровня финансового развития играет самоинформирование и самопросвещение граждан.

Управление напоминает, что в Российской Федерации создан Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей (ГИР ЗПП), открытый доступ к материалам ресурса обеспечен на сайте http://zpp.rospotrebnadzor.ru/.  

В рамках проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» при поддержке Роспотребнадзора открыты порталы:

https://хочумогузнаю.рф/

http://вашифинансы.рф/

Кроме того, по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг потребители могут получить консультации по телефону круглосуточной «горячей линии» Роспотребнадзора по тел. 8-800-100-29-26.

Для получения консультаций и правовой помощи в подготовке претензий и исковых заявлений потребители могут обращаться в Консультационные пункты ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Кемеровской области», общественные организации в сфере защиты прав потребителей, а также в иные организации, предоставляющие соответствующие услуги.

В целях защиты своих прав потребители могут обратиться по телефону «горячей линии» Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области 8-800-700-03-09, в Общественную приёмную Управления – тел. (8-384-2) 36-96-88 (режим: в рабочие дни с 8.00 до 17.00 час., в пятницу с 8.00 до 16.00 час., перерыв с 12.30 до 13.30 час.)

Вы вправе обратиться в Управление (г. Кемерово, пр. Кузнецкий, д. 24) с письменной жалобой либо направить обращение в форме электронного сообщения путем заполнения специальной электронной формы, размещенной на сайте Управления http://www.42.rospotrebnadzor.ru.

Личный приём граждан по вопросам защиты прав потребителей осуществляется в часы работы Общественной приёмной Управления (г. Кемерово, пр. Кузнецкий, д. 24, каб. 107).

 


Вернуться в раздел