Горячая линия: 8-800-300-46-24 
пн-чт 8.00-17.00 (перерыв 12.30-13.30),
пт 8.00-14.30 (перерыв 12.30-13.30)
старше 16

Закон о защите прав потребителей теперь распространяется на деятельность владельцев электронных площадок, агрегирующих информацию о товарах (услугах)

21.01.2019

С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2018 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», расширяющий сферу правового регулирования отношений с участием потребителей за счет её распространения на деятельность тех хозяйствующих субъектов, которые получили законодательное определение «владелец агрегатора информации о товарах (услугах) (владелец агрегатора)».

Закон направлен на защиту прав и интересов потребителей в их правоотношениях с теми профессиональными участниками потребительского рынка, которые, сформировали по сути новую нишу в сегменте электронной торговли (в виде интернет-платформ, агрегирующих информацию о товарах и услугах с целью их поиска, выбора, сравнения и приобретения). До принятия указанного закона какой-либо специальной ответственности перед потребителями в рамках законодательства о защите прав потребителей фактически не существовало.

Закон ввел понятие «владелец агрегатора информации о товарах (услугах)» под которым понимают организацию независимо от организационно-правовой формы либо индивидуальный предприниматель, которые являются владельцами программы для электронных вычислительных машин и (или) владельцами сайта и (или) страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и которые предоставляют потребителю в отношении определенного товара (услуги) возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов».

Закон обязывает владельцев таких агрегаторов предоставлять потребителям информацию о себе и продавце (исполнителе) товаров (услуг), а также обо всех произошедших в ней изменениях. Сделать это они смогут, разместив соответствующую информацию на своих сайтах или страничках в интернете. Продавцы (исполнители) обязаны сообщать владельцам агрегаторов достоверную информацию о себе и размещать ее на своих сайтах.

Владельцы агрегаторов, предоставившие потребителю недостоверную или неполную информацию о товаре (услуге) или их продавце (исполнителе), будут нести ответственность за убытки, которые потребители понесли, приобретя товар (услугу) на основании этой информации.

При этом владельцы агрегаторов не будут нести ответственность за исполнение договора, заключенного потребителем с продавцом (исполнителем) на основании предоставленной владельцем агрегатора информации, и за соблюдение прав потребителей, нарушенных в результате передачи им некачественных товаров (услуг) и обмена непродовольственного товара на аналогичный. Владелец агрегатора также не будет нести ответственность и за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему недостоверной или неполной информации в товаре (услуге), в случае если он не изменял полученную от продавца (исполнителя) информацию.

Кроме того, теперь установлены случаи, в которых агрегатор по требованию потребителя обязан вернуть сумму предварительной оплаты товара (услуги). В частности, это ситуации, когда товар не доставлен (услуга не оказана) в срок и потребитель в связи с этим направил продавцу (исполнителю) уведомление об отказе от них и сообщил об этом агрегатору. В возврате такой предоплаты может быть отказано потребителю, если продавец предоставит агрегатору подтверждение о передаче товара потребителю.

Принятие закона это один из важных шагов в деле реализации утвержденной Правительством Российской Федерации в 2017 году Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, в которой вопросы защиты прав потребителей в сфере электронной коммерции названы одними из самых приоритетных.


Вернуться в раздел