Горячая линия: 8-800-700-03-09 
пн-чт 8.00-17.00 (перерыв 12.30-13.30),
пт 8.00-14.30 (перерыв 12.30-13.30)
старше 16

Как наладить режим дня школьника

11.09.2018
Правильно построенный режим дня школьника играет большую роль в его будущих успехах. Организация разумного, соразмерного ритма смены труда и отдыха, питания и сна благотворно влияет на развитие организма ребенка, в том числе, и его нервной системы. Только при правильном сочетании всех компонентов режима с учетом индивидуальных и возрастных особенностей школьника может быть обеспечено его гармоничное развитие. Поэтому четкий режим дня ученика является лучшей мерой воспитания в нем самостоятельности, собранности и целеустремленности, а также предупреждения чувства постоянной усталости, апатичности, нервозного, раздражительного состояния.

Для правильного роста и развития помимо посещения уроков в ежедневном режиме должно быть отведено достаточно времени на сон, в том числе дневной (для младших школьников или в период восстановления ребенка после болезни), прогулку, самоподготовку, общественно полезный труд, посещение творческих кружков и широкое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Хороший полноценный сон помогает справиться с нагрузкой и восстановить силы. Суточная потребность в сне различается в соответствии с возрастом: для детей 6-7 лет необходимо спать 11 часов, 8-9 лет – 11-10 ч. 30 мин, 10 лет – 10 ч.30 мин - 10 часов.

В режиме дня предусматривается 5-ти разовое питание. При этом во время учебных занятий в школе ученик должен обязательно получить горячий завтрак (при обучении в 1 смену), либо обед (при обучении во 2 смену). При посещении группы продленного дня горячее питание в учреждении должно быть 2-х разовым. В ежедневный рацион питания детей обязательно включаются такие продукты как: мясо, молоко и кисломолочные продукты, масло сливочное и растительное, яйцо, хлеб, овощи, фрукты.

Для любой работы, физической и умственной, характерны три периода. Первый период – врабатывание, когда происходит адаптация. Второй – оптимальная работоспособность, когда человек работает с полной отдачей сил. Третий период – истощение: вследствие утомления происходит падение производительности труда. Такую закономерность изменения активности организма можно проследить в течение любых временных отрезков: на протяжении дня, недели, месяца, года…

Так, в соответствии с этими закономерностями, происходит планирование   учебного расписания в школе. Оно строится с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности учащихся. Наивысших   показателей работоспособность достигает на втором и третьем уроках, на четвертом она снижается и минимума достигает на пятом-шестом уроках. Недельная нагрузка так же строится с учетом данного принципа. В среду и четверг, работоспособность падает, утомление нарастает и достигает максимума к концу рабочей недели. Поэтому в расписании должно быть предусмотрено чередование уроков по степени сложности. Для профилактики переутомления в годовом календарном учебном плане предусматривается равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.

В школах, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9 и 11 классов и классов компенсирующего обучения организуется в первую смену. Обучение в 3 смены и проведение нулевых уроков не допускается.

В зависимости от того, в первую или во вторую смену учится ребенок, из суточного бюджета времени необходимо выбирать наиболее подходящие часы для приготовления домашнего задания. Для ребят, кто ходит на занятия в первую смену, оптимальным временем для подготовки домашних заданий является промежуток с 16 до 18 часов, а до этого у них есть возможность погулять на улице. Для тех же, кто посещает школу во вторую смену - лучшее время для подготовки уроков с 9 до 12 часов, а погулять можно после школы или даже до обеда, если правильно спланировать свой день.

         На выполнение домашних заданий для учащихся 2-3 классов должно затрачиваться не более 1,5 часов; первоклашки от заданий на дом освобождены.

Длительность занятий в кружках, секциях, в музыкальных и художественных школах зависит от возраста и вида деятельности. Продолжительность таких видов деятельности, как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие должны составлять не более 50 мин в день для учащихся 1-2 классов и не более 1,5 часов в день – для остальных классов. Все должно быть в меру.

При подготовке в школу очень важно приучить ребенка к определенному распорядку дня. Любое нарушение режима (нерегулярный прием пищи, сокращение времени сна, прогулок, выполнение домашних заданий в вечернее время и т.п.) может стать причиной задержки роста и нормального развития детского организма. При первых признаках переутомления (заторможенность поведения, тревожность, беспокойный сон, отсутствие аппетита, неустойчивое эмоциональное состояние и пр.) ребенку нужно дать отдохнуть, разгрузить его, а при необходимости показать его врачу. Ведь если утомление – это обратимое естественное физиологическое состояние, рано или поздно наступающее при выполнении какой-либо работы и проявляющееся в снижении функциональных возможностей организма и его работоспособности, то переутомление – это уже болезненное состояние, когда времени и сил на восстановление требуется гораздо больше.

                   Для хорошего самочувствия вашего ребенка, для того, чтобы он хорошо учился и все успевал, необходимо спланировать режим дня и научить правильно распоряжаться своим временем.


Вернуться в раздел