Горячая линия: 8-800-300-46-24 
пн-чт 8.00-17.00 (перерыв 12.30-13.30),
пт 8.00-14.30 (перерыв 12.30-13.30)
старше 16

Потребителям коммунальных услуг

27.07.2018

Предоставление жилищно-коммунальных услуг гражданам в первую очередь регулируется Жилищным кодексом РФ, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011№ 354 (далее – Правила).

Под «коммунальными услугами» понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, земельных участков и расположенных на них жилых домов.

Коммунальные ресурсы - это холодная и горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным системам инженерно-технического обеспечения.

Общим критерием качества для всех без исключения коммунальных услуг является их предоставление без перерывов или с допустимой продолжительностью перерыва.

При предоставлении потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ, размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.     

В соответствии с вышеназванными Правилами потребитель должен уведомить о предоставлении некачественной коммунальной услуги аварийно- диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем.

Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги.

В свою очередь сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации.

В том случае, если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги.

Время проведения проверки назначается не позднее двух часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги.

По окончании проверки составляется акт проведения проверки, в котором должны быть отражены дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги и пр.

Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, 1 экземпляр акта передается потребителю, второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке. При уклонении кого-либо из участников проверки от подписания акта такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем 2 незаинтересованными лицами. Если в ходе проверки между потребителем и исполнителем, иными заинтересованными участниками возник спор, то потребитель и исполнитель определяют порядок проведения дальнейшей проверки качества коммунальной услуги.

Любой заинтересованный участник проверки вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги. Расходы на проведение экспертизы, инициированной потребителем, несет исполнитель. Если в результате экспертизы будет установлено отсутствие факта нарушения качества коммунальной услуги, то потребитель обязан возместить исполнителю расходы на ее проведение. В случае если проведение экспертизы качества коммунальной услуги не осуществлялось, то проводится повторная проверка качества коммунальной услуги с участием приглашенных исполнителем представителей государственной жилищной инспекции Российской Федерации, представителей общественного объединения потребителей.

Если Управляющая компания не принимает меры по устранению недостатков коммунальной услуги, то потребитель вправе обжаловать ее действия в надзорные органы. В случае установления надзорным органом вины в предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества такая Управляющая компания может быть привлечена к административной ответственности.

Кроме того, в соответствии с п.1 ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», потребитель имеет право на обращение в суд. В суде потребитель вправе потребовать проведения перерасчета за предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, взыскания неустойки за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке, а также денежной компенсации морального вреда.

Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.


Вернуться в раздел