Горячая линия: 8-800-700-03-09 
пн-чт 8.00-17.00 (перерыв 12.30-13.30),
пт 8.00-14.30 (перерыв 12.30-13.30)
старше 16

Итоги деятельности органов местного самоуправления в сфере защиты прав потребителей в 2017 году

17.05.2018
Закон «О защите прав потребителей» определяет права органов местного самоуправления на местном уровне на вверенных им территориях в осуществлении защиты прав потребителей путем рассмотрения жалоб, консультирования, обращения в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

Для осуществления функций местного самоуправления в Кемеровской области выделены 16 городских округов и 18 муниципальных районов.

С главами администраций городских округов и муниципальных районов Кемеровской области Управлением Роспотребнадзора по Кемеровской области заключено 34 Соглашения о взаимодействии в сфере защиты прав потребителей.

С целью подготовки информации для государственного доклада «Защита прав потребителей в Российской Федерации» органы местного самоуправления ежегодно информируют Управление о результатах проделанной работы по защите прав потребителей.

Согласно данным, представленным в Управление органами местного самоуправления за 2017 г., 33 муниципальных образования занимались вопросами защиты прав потребителей (97,0 %).

При этом только в 3-х (8,8 %) имеются структурные подразделения по защите прав потребителей численностью от 2 до 4 человек: в Анжеро-Судженском, Междуреченском, Осинниковском городских округах.

В связи с реорганизацией структуры Администрации города Кемерово, с августа 2017 г. деятельность самостоятельного подразделения, реализующего полномочия по защите прав потребителей на территории города Кемерово, была прекращена с передачей соответствующих функций в Управление потребительского рынка и развития предпринимательства Администрации города Кемерово.

В 31 (91,2 %) муниципальном образовании функции по защите прав потребителей возложены на подразделения, занимающиеся вопросами торговли, потребительского рынка, развития предпринимательства, экономики.

С 2015 г. наблюдается тенденция на упразднение самостоятельных отделов по защите прав потребителей в муниципальных образованиях и городских округах, с перераспределением данных функций в другие отраслевые подразделения.

Практика показывает, что выполнение этих функций отраслевыми подразделениями не позволяет обеспечить действенный контроль за соблюдением прав потребителей в различных секторах потребительского рынка и значительно сужает их полномочия, предусмотренные Законом «О защите прав потребителей».

Так, на территории Новокузнецкого городского округа вопросами защиты прав потребителей занималось Управление потребительского рынка и развития предпринимательства Администрации г. Новокузнецка, а также МАУ «Многофункциональный центр города Новокузнецка по предоставлению государственных и муниципальных услуг» (далее – МФЦ). Непосредственно МФЦ оказана помощь потребителям в виде консультирования – 579 консультаций, составлено 146 претензий, 5 исковых заявлений в суд).

Органами местного самоуправления Кемеровской области в 2017 г.:

  • рассмотрено 5007 обращений потребителей, из которых по 4806 обращениям даны разъяснения норм законодательства, составлено 2994 претензии;

  • оказаны консультационные услуги 7921 гражданам при личной беседе (в т.ч. выездное консультирование), по телефону, по телефону «горячей линии».

Структура обращений граждан в органы местного самоуправления в 2017 г. представлена следующим образом:

торговля – 72,8 %

услуги – 27,2 %, из них:

финансовые, страховые услуги – 7,5 %

жилищно-коммунальные услуги – 4,6 %

туристские услуги – 0,8 %

прочие услуги – 87,1 %.

По-прежнему, объектом особого внимания остается сфера торговли – 5873 обращений или 72,8 % от общего количества поступивших от потребителей вопросов, озвученных в жалобах и при консультировании. В основном, нарушались права потребителей при продаже технически сложных товаров бытового назначения, мебели, обуви, швейных изделий, продуктов питания, детских игрушек, меховых изделий. В сфере оказания услуг наибольшее число обращений потребителей составляют жалобы на некачественный монтаж оконных и дверных блоков, изготовление мебели, ремонт и техническое обслуживание бытовой техники, радиоэлектронной аппаратуры, нарушение сроков при оказании услуг (выполнении работ), на предоставление коммунальных, бытовых услуг ненадлежащего качества. Актуальными для граждан остаются вопросы, связанные с предоставлением кредитных услуг и сопутствующих им услуг страхования, а также оказанием услуг связи.

В отчетном периоде в порядке досудебного урегулирования спора оказана помощь потребителям в составлении 2994 претензий в адрес продавцов (исполнителей) о несоответствии товара (работы, услуги) обязательным требованиям, предусмотренным законом или условиям договора, из них в пользу потребителей удовлетворено 2779 претензий.

В 2017 г. потребителям оказана помощь в составлении 243 исковых заявлений в суд по защите прав потребителей. Органами местного самоуправления в интересах отдельных потребителей предъявлено 54 иска, по 47 из которых вынесены решения об удовлетворении исковых требований.

Органами местного самоуправления проводятся обследования предприятий торговли, бытового обслуживания и общественного питания на предмет соблюдения правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей с последующим информированием органов надзора, включая территориальный орган Роспотребнадзора, об имеющихся в объектах потребительного рынка нарушениях.

В 2017 г. Управлением в органы местного самоуправления вынесено 56 вопросов, связанных с тематикой защиты прав потребителей, из них 42 в рамках работы координационных советов на 11 территориях муниципальных районов и городских округах.

В 2017 г. органами местного самоуправления использовались информационно-просветительские средства реализации защиты прав потребителей. Широко использовались такие способы информирования, как публикация и размещение материалов в прессе, через интернет-ресурсы, в т.ч. на официальных сайтах органов местного самоуправления, работа «виртуальных приемных», оформление информационных стендов, принятие участия в семинарах, теле- и радиопередачах, пресс-конференциях, проведение учебных занятий в образовательных учреждениях среди учащихся, проведение тематических бесед с трудовыми коллективами, выездное консультирование, разработка и распространение памяток для потребителей, разъяснительная работа с предпринимателями и представителями предприятий потребительского рынка.

В 2017 г. проведено 2636 мероприятий по просвещению граждан по вопросам правоприменения потребительского законодательства, направленных на формирование потребительской культуры и соответствующего правового поведения.


Вернуться в раздел