Горячая линия: 8-800-700-03-09 
пн-чт 8.00-17.00 (перерыв 12.30-13.30),
пт 8.00-14.30 (перерыв 12.30-13.30)
старше 16

Ответы на вопросы, поступившие в ходе проведения публичных обсуждений правоприменительной практики Управления за 1 квартал 2018 года

28.04.2018

Вопросы с сервиса для сбора вопросов на сайте Управления



  1. Какой документ является определяющим для прекращения подачи питьевой воды населению при ухудшении (несоответствии) качества воды санитарным требованиям?

Подача питьевой воды населению запрещается или ее использование приостанавливается, когда системой водоснабжения не обеспечиваются производство и подача населению питьевой воды, качество которой соответствует требованиям санитарных правил (СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества"), в связи с чем имеется реальная опасность для здоровья населения.

Решение принимается органом местного самоуправления по постановлению главного государственного санитарного врача по соответствующей территории на основании оценки опасности и риска для здоровья населения, связанных как с дальнейшим потреблением воды, не соответствующей гигиеническим нормативам, так и с прекращением или приостановлением ее использования в питьевых и бытовых целях.

В случае принятия решения о запрещении или приостановлении использования питьевой воды организациями, обеспечивающими эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатываются по согласованию с санитарной службой надзора и осуществляются мероприятия, направленные на выявление и устранение причин ухудшения ее качества и обеспечение населения питьевой водой, отвечающей требованиям санитарных правил. О принятом решении о запрещении или приостановлении использования питьевой воды, о ее качестве, осуществляемых мероприятиях, а также о рекомендациях по действиям информируется население.

Кроме того, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка. В соответствии с частью 2 статьи 50 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки. Согласно статье 11 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.


  1. Какими техническими регламентами следует пользоваться организации, осуществляющей холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения?


Согласно ст. 2 ФЗ "О техническом регулировании" определена сфера правового регулирования отношений при установлении, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, строительства, производства, наладки, монтажа, эксплуатации, перевозки, хранения, реализации и утилизации, а также в сфере установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, эксплуатации, наладки, перевозки, хранения, реализации и утилизации, выполнению работ (оказанию услуг) и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

В отношении горячей, технической и питьевой воды, подаваемой посредством централизованных систем водоснабжения, соответствующие регламенты отсутствуют. В соответствии с п. 3 ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании» Правительство РФ до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждает и ежегодно уточняет единый перечень продукции, которая подлежит обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия. В содержании Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и Единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, горячая, техническая и питьевая вода отсутствует (есть лишь «вода питьевая, расфасованная в емкости»). Централизованные системы водоснабжения и все виды подаваемой в них воды не подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия.



  1. Где можно получить информацию о качестве питьевой воды в централизованной системе водоснабжения населенного пункта?


В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления обязаны не реже одного раза в год размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет") сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, городского округа, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов.

Постановлением правительства Российской Федерации от 23 мая 2012 г. № 513 в соответствии со статьей 44 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" утверждены Правила подготовки государственного доклада о состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации. Доклад является официальным документом, ежегодно подготавливаемым в целях обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан объективной систематизированной аналитической информацией о состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В разделе о состоянии среды обитания человека и ее влиянии на здоровье населения приводятся данные о качестве питьевой воды в централизованной системе водоснабжения по административным территориям. Информация размещается на официальном сайте Роспотребнадзора в сети "Интернет".


  1. При каких условиях возможно сокращение 1 пояса строго режима зоны санитарной охраны скважины подземного водоснабжения?


На основании п. 2.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (далее - СанПиН2.1.4.1110-02) граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод.

Граница первого пояса ЗСО группы подземных водозаборов должна находиться на расстоянии не менее 30 и 50 м от крайних скважин.

Для водозаборов из защищенных подземных вод, расположенных на территории объекта, исключающего возможность загрязнения почвы и подземных вод, размеры первого пояса ЗСО допускается сокращать при условии гидрогеологического обоснования по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

В соответствии с п. 2.2.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 к защищенным подземным водам относятся напорные и безнапорные межпластовые воды, имеющие в пределах всех поясов ЗСО сплошную водоупорную кровлю, исключающую возможность местного питания из вышележащих недостаточно защищенных водоносных горизонтов.

К недостаточно защищенным подземным водам относятся:

а) грунтовые воды, т.е. подземные воды первого от поверхности земли безнапорного водоносного горизонта, получающего питание на площади его распространения;

б) напорные и безнапорные межпластовые воды, которые в естественных условиях или в результате эксплуатации водозабора получают питание на площади ЗСО из вышележащих недостаточно защищенных водоносных горизонтов через гидрогеологические окна или проницаемые породы кровли, а также из водотоков и водоемов путем непосредственной гидравлической связи.


  1. В каких случаях ухудшение качества воды можно считать критическим?


Критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Это приказ Роспотребнадзора от 28.12.2012 № 1204 «Об утверждении критериев существенного ухудшения качества питьевой воды и горячей воды, показателей качества питьевой воды, характеризующей ее безопасность, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды и требований к частоте отбора проб воды».

На основании пункта 2 Приказа от 28.12.2012 № 1204 – Существенным ухудшением качества питьевой воды является изменение качества воды, следствием которого являются: нарушения органолептических свойств воды; появление угрозы распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний, а также вызванные этими причинами массовые жалобы населения на территории водопользования.

На основании пункт 8 Приказа от 28.12.2012 № 1204 – Критерии существенного ухудшения качества воды в источнике питьевого водоснабжения рассчитывается по формуле. Существенное ухудшение качества питьевой воды по химическим веществам составляет 5-10 ПДК (таблица 1 Приказа от 28.12.2012 № 1204).

В соответствии с пунктом 13 Приказа от 28.12.2012 № 1204 при существенном ухудшении качества питьевой воды и горячей воды в течение 2 часов с момента обнаружения существенного ухудшения должна быть отобрана повторная проба воды. Если повторная проба подтверждает существенное ухудшение качества воды, организация, осуществляющая холодное и горячее водоснабжение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение.

В соответствии с пунктом 14 Приказа от 28.12.2012 № 1204, если повторная проба не подтверждает существенное ухудшение качества воды, но регистрируются превышения гигиенических нормативов, периодичность отбора проб должна быть увеличена в два раза. В программу производственного контроля с повышенной частотой включаются органолептические, химические, радиационные, микробиологические показатели, которые указывают на ухудшение качества воды. Кроме того, должны быть приняты срочные меры по приведению качества воды в соответствие требованиям санитарных правил.

При отсутствии повторных превышений гигиенических нормативов производственный контроль возвращается в штатный режим


  1. Как согласовать временные отклонения от гигиенических нормативов?

В случаях, связанных с явлениями природного характера, которые не могут быть заблаговременно предусмотрены, или с аварийными ситуациями, устранение которых не может быть осуществлено немедленно, могут быть допущены временные отклонения от гигиенических нормативов качества питьевой воды только по показателям химического состава, влияющим на органолептические свойства.

Согласование временных отклонений регламентируется СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

На основании п. 2.6.1. отклонения от гигиенических нормативов допускаются при одновременном выполнении следующих условий:

- обеспечение населения питьевой водой не может быть достигнуто иным способом;

- соблюдения согласованных с центром госсанэпиднадзора на ограниченный период времени максимально допустимых отклонений от гигиенических нормативов;

- максимального ограничения срока действия отступлений;

- отсутствия угрозы здоровью населения в период действия отклонений;

- обеспечения информации населения о введении отклонений и сроках их действия, об отсутствии риска для здоровья, а также о рекомендациях по использованию питьевой воды.

В соответствии с пп. 2.6.2, 2.6.3 решение о временном отклонении от гигиенических нормативов качества питьевой воды принимается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Одновременно с принятием решения о временном отступлении от гигиенических нормативов утверждается план мероприятий по обеспечению качества воды, соответствующего гигиеническим нормативам, включая календарный план работ, сроки их выполнения и объемы финансирования.


  1. Какими гигиеническими нормативами по качеству воды пользоваться: требованиями СанПиН или ГН, тем более что в ГН некоторые нормативы жестче?

Согласно письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 27.05.2008 № 01/5477-8-32 «О контроле качества питьевой воды» разъясняется, что основным документом по осуществлению санитарно-эпидемиологического надзора за качеством питьевой воды и централизованных систем питьевого водоснабжения до принятия специального технического регламента по безопасности питьевой воды продолжает оставаться СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

Логика гигиенического законодательства находит последовательное отражение в тексте руководств Р 1.1.002-96 «Классификация нормативных и методических документов системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования». В соответствии с этим документом регистрация нормативных и методических документов осуществляется путем обозначений, состоящих из индекса документов (СН, СП, СанПиН, ГН, Р, МУ, МУК). Соответственно, к первой группе нормативных документов относится СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», который содержит в своем тексте таблицу гигиенических нормативов веществ и микроорганизмов, подлежащих контролю в питьевой воде централизованного водоснабжения населения. Необходимость раздельного существования связки «СаПиН-ГН» обусловлена регулярным пополнением и изменением списков и свойств ГН, являющихся выдержкой из Российского регистра потенциально опасных химических веществ (РПОХВ). Перечень веществ, обнаруживаемых в водных объектах, постоянно увеличивается и обновляется в связи с поступлением новых данных по влиянию тех или иных соединений на состояние окружающей среды и организм человека.


  1. Какова кратность проведения лабораторного контроля организацией, осуществляющей водоснабжение?


Правила проведения производственного лабораторного контроля регламентированы Постановлением правительства от 06.01.2015 № 10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды».

В соответствии с пунктами 5, 7, 8 производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды (далее - программа производственного контроля), которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Программа производственного контроля должна предусматривать проведение лабораторных исследований и испытаний качества воды на соответствие показателям, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, не реже 1 раза в месяц, а также информирование территориального органа о выявленном по результатам лабораторных исследований и испытаний несоответствии качества воды установленным требованиям.

В программе производственного контроля в отношении каждого показателя, по которому осуществляется контроль, указывается методика определения значения показателя и допустимая ошибка метода определения.


  1. По каким статьям КРФ об АП имеет право накладывать штрафные санкции Роспотребнадзор за аварийные ситуации на водопроводах?


При возникновении аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения, а также из-за существенного ухудшения качества воды в источниках питьевого водоснабжения в обязанность собственников водопровода входит информирование Роспотребнадзора в течение 1 суток о прекращении или ограничении водоснабжения.

Данное требование регламентировано пунктом 2 статьи 21 Федерального закона № 416–ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В случае временного прекращения или ограничения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая горячее и холодное водоснабжение или водоотведение, должна в течение одного дня уведомить абонентов, орган местного самоуправления, а также:

1) территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в случае прекращения или ограничения холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

Нарушение организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, либо транзитной организацией установленного законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения порядка временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод образует состав части 9 ст. 9.22 и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Полномочиями осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, установленных ст. 9.22 ч. 8 и 9, включая рассмотрение дел, наделены должностные лица Роспотребнадзора, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Для того, чтобы не попасть под санкции ст. 9.22 собственникам водопроводов и эксплуатирующим организациям необходимо своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов.




  1. Какая санитарно-защитная зона предусматривается от водопроводов?


На основании п. 2.4.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (далее- СанПиН2.1.4.1110-02) зона санитарной охраны водопроводных сооружений, расположенных вне территории водозабора, представлена первым поясом (строгого режима), водоводов - санитарно-защитной полосой.

В соответствии с п. 2.4.3. СанПиН 2.1.4.1110-02 ширину санитарно - защитной полосы следует принимать по обе стороны от крайних линий водопровода:

а) при отсутствии грунтовых вод - не менее 10 м при диаметре водоводов до 1000 мм и не менее 20 м при диаметре водоводов более 1000 мм;

б) при наличии грунтовых вод - не менее 50 м вне зависимости от диаметра водоводов.

В случае необходимости допускается сокращение ширины санитарно - защитной полосы для водоводов, проходящих по застроенной территории, по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.



Вернуться в раздел