старше 16

Права потребителей при расчетах с продавцом или исполнителем

31.01.2018

В последнее время, в средствах массовой информации довольно таки часто появляются сообщения о том, что потребителям при оплате товаров или услуг отказывают в приеме банкнот номиналом 200 и 2000 рублей, введенных в обращение Банком России с 12 октября 2017 года.

Если вы попали в такую ситуацию, необходимо помнить следующее. Рубль является законным платежным средством, а банкноты Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей на всей территории страны.

Также законодательством предусмотрено право потребителя на свободный выбор каким образом он желает произвести оплату за приобретенные им товары, работы или услуги: при помощи национальных платежных инструментов либо наличными денежными средствами.

Обязанность продавца (исполнителя) обеспечить потребителю эту возможность установлена статьей 16.1. Закона РФ «О защите прав потребителей». При этом подразумевается, что выбор банкнот (а также монет) Банка России из числа находящихся в официальном обращении для осуществления наличных расчетов принадлежит потребителю.

За нарушение прав потребителя продавцы (исполнители) несут ответственность, предусмотренную законом или договором.

Так, например, ч. 4 ст. 14.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен штраф за такого рода нарушения. Максимальный размер штрафа для юридических лиц может составлять пятьдесят тысяч рублей.

Какие шаги нужно предпринять, чтобы добиться восстановления своих нарушенных прав?

Для начала потребителю необходимо обратиться к продавцу (исполнителю) с письменной претензией. Продавец (исполнитель) не реагирует на вашу претензию? Обращайтесь с жалобой в Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области.

Также вы вправе обратиться в суд с исковым заявлением, поскольку в соответствии со ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» защита прав потребителей осуществляется судом.

Важно помнить, что, если в результате незаконных действий продавца (исполнителя) у потребителя возникли убытки, они подлежат возмещению в полном объеме. Также потребитель вправе потребовать компенсации причиненного ему морального вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:

нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;

жительства или пребывания истца;

заключения или исполнения договора.

Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.

Потребители, по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.


Вернуться в раздел