Горячая линия: 8-800-300-46-24 
пн-чт 8.00-17.00 (перерыв 12.30-13.30),
пт 8.00-14.30 (перерыв 12.30-13.30)
старше 16

Договор со страховкой

07.11.2016

Многие потребители нередко сталкивались с ситуацией, когда банк или страховая компания отказываются заключить договор без оформления дополнительного страхования жизни, здоровья, имущества и т. д. Являются ли их действия правомерными?

В соответствии с законодательством Российской Федерации страхование делится на обязательное и добровольное.

Согласно ст. 935 Гражданского кодекса Российской Федерации законом на указанных в нем лиц может быть возложена обязанность страховать:

·        жизнь, здоровье или имущество других определенных в законе лиц на случай причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу;

·        риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц или нарушения договоров с другими лицами.

К обязательным, среди прочих, относятся такие виды страхования как:

·                    обязательное медицинское страхование;

·                    страхование при перевозках пассажиров;

·                    обязательное социальное страхование;

·                    страхование ответственности туроператора;

·                    страхование гражданской ответственности собственников транспортных средств;

·                    страхование вкладов физических лиц.

Обязанность страховать свою жизнь или здоровье, а также имущество не может быть возложена на гражданина по закону. Эти виды страхования являются добровольными и могут быть осуществлены исключительно на основе личного волеизъявления.

Оспорить уже заключенный договор страхования, мотивируя тем, что он был навязан очень сложно. Как показывает судебная практика, собственноручная подпись свидетельствует о том, что договор подписан осознанно и добровольно, и что потребитель понимает и соглашается с предложенными ему условиями.

В соответствии с Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 20.11.2015 № 3854-У «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования» (далее — Указание Банка России) с 1 июня 2016 года у граждан появилась возможность отказаться от навязанной страховки и вернуть потраченные на нее деньги.

Так, согласно п. 1 данного документа страхователь имеет право отказаться от договора добровольного страхования в течение пяти рабочих дней со дня его заключения независимо от момента уплаты страховой премии, при отсутствии в данном периоде событий, имеющих признаки страхового случая.

При этом страховщик, при осуществлении добровольного страхования, вправе предусмотреть в договоре более длительный срок, чем срок, установленный п. 1 Указания Банка России. Страховщик при осуществлении добровольного страхования должен предусмотреть, что в случае если страхователь отказался от договора добровольного страхования в срок, установленный п. 1 Указания Банка России, и до даты возникновения обязательств страховщика по заключенному договору страхования, уплаченная страховая премия подлежит возврату страховщиком страхователю в полном объеме. Если же договор добровольного страхования уже действует, в случае отказа от такого договора страховая компания имеет право удержать часть средств пропорционально сроку, прошедшему с момента его подписания.

Все вышеперечисленные условия в обязательном порядке должны быть прописаны в договоре. Страховщик при осуществлении добровольного страхования должен предусмотреть условие о возврате страхователю страховой премии по выбору страхователя наличными деньгами или в безналичном порядке в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления страхователя об отказе от договора добровольного страхования. Для реализации своего права на отказ от договора добровольного страхования и возврат уплаченных по договору денежных средств необходимо обратиться непосредственно в страховую компанию с письменным заявлением о расторжении договора (полиса) о страховании, заявление должно быть подготовлено в двух экземплярах, на экземпляре потребителя в организации должны поставить отметку о его принятии.

В случае получения отказа в удовлетворении требования в добровольном порядке, потребитель имеет право обратиться в суд с исковым заявлением.

        


Вернуться в раздел