Горячая линия: 8-800-300-46-24 
пн-чт 8.00-17.00 (перерыв 12.30-13.30),
пт 8.00-14.30 (перерыв 12.30-13.30)
старше 16

Права потребителя при продаже угля ненадлежащего качества. Особенности продажи и доставки угля

31.12.2020

С наступлением отопительного сезона в Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области-Кузбассу (далее – Управление) поступают обращения граждан о продаже им угля ненадлежащего качества, не соответствующего заявленной сортности, с плохой теплоотдачей, повышенным уровнем зольности и пр.

Считаем необходимым разъяснить, что правоотношения, возникающие по поводу заключения договора розничной купли-продажи угля, подпадают под сферу применения к ним Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон № 2300-1). Закон № 2300-1 регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (выполнение работ, оказание услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах).

Законом № 2300-1 определено понятие товара ненадлежащего качества, как несоответствие товара обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

Согласно п. 1 ст. 18 Закона № 2300-1 потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

-        потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

-        потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

-        потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

-        потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

-      отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

Продавец обязан принять у потребителя товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара, потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 Закона № 2300-1 для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Требования потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

С целью реализации установленных законом прав потребителю необходимо изложить свои требования в письменном виде и предъявить их продавцу угля.

В случае неудовлетворения требований потребителя добровольно или несогласия с результатами экспертизы, соответствующий спор может быть разрешен исключительно в рамках гражданского судопроизводства с привлечением Управления в качестве государственного органа, дающего заключение по делу.

 

Продажа угля имеет свои особенности.

Особенности продажи и доставки твердого топлива регламентированы в специальном разделе XV Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее – Правила № 354).

Информация о предлагаемом к продаже твердом топливе должна содержать сведения о виде, марке, типе, размере, сорте топлива и других его основных показателях (включая кубатуру пиломатериалов, правила ее измерения, коэффициенты перевода круглых лесо- и пиломатериалов в плотную кубомассу), а также об условиях возможной доставки твердого топлива к месту, указанному потребителем. Такие сведения размещаются в месте продажи или складирования твердого топлива. При продаже угля исполнителем (продавцом) необходимо указывать теплотворную способность этого вида топлива и иметь на него сертификаты качества.

В заявке потребителя на продажу твердого топлива указываются вид, марка, тип, размер, сорт и другие его основные показатели, количество (объем или вес), место и время доставки.

Потребитель вправе, а продавец твердого топлива обязан обеспечить потребителю возможность ознакомиться с порядком измерения объема и веса твердого топлива, а также определения его сортности и соответствия установленным требованиям.

Образцы твердого топлива размещаются с указанием его вида, марки, типа, размера, сорта и розничных цен за единицу веса и (или) объема непосредственно в месте его продажи или складирования. Твердое топливо размещается в месте его продажи или складирования раздельно по видам, маркам, размерам, сортам и другим его основным показателям, определяющим область его применения и потребительские свойства.

Отбор потребителем твердого топлива может производиться в месте его продажи или складирования.

Потребителю по его требованию должны быть предоставлены технические средства для самостоятельного контроля отобранного для приобретения твердого топлива. Потребитель вправе потребовать проведения контрольного взвешивания, обмера и проверки сортности приобретаемого твердого топлива в его присутствии.

Контроль за исполнением требований Правил № 354 возложен на Государственную жилищную инспекцию Кузбасса (650992, г. Кемерово, пр. Советский, 60).

Обращаем внимание граждан, что по всем вопросам, связанным с реализацией угля населению, включая вопросы качества угля, прежде всего необходимо обращаться в Администрацию населенного пункта по месту жительства.


Вернуться в раздел